18+
Нур-Султан
Сейчас
26
Завтра
19
USD
378.38
+1.20
EUR
431.05
+4.91
RUB
6.02
+0.04

Причины коррупции нужно искать не в кабинетах чиновников — эксперт

1927

Если послушать, что говорят торговцы, таксисты, учителя, врачи и другие работники разных сфер, то их опыт говорит об одном: представители госслужб и чиновники различных уровней так организовали дело, что просто ждут подкупа. Без этого колесо государственной машины управления не повернется.

Однако причина неискоренимости коррупции лежит в несколько иной плоскости, рассуждает политолог Сергей Масаулов.

Когда соблазн велик

Национальным бюро по противодействию коррупции в хищении бюджетных средств в особо крупном размере изобличен посол Республики Казахстан в Узбекистане Ерик Утембаев.

Посла Казахстана в Узбекистане обвиняют в хищении 140 млн тенге

Дипломат подозревается в том, что занимая ответственную государственную должность, подписал заведомо фиктивные акты выполненных работ по строительству административного здания посольства Республики Казахстан в Узбекистане.

В официальном заявлении представителя Агентства по делам госслужбы РК указывается сумма ущерба от незаконных действий, она превысила 140 млн тенге. Министерство иностранных дел уже подтвердило эту информацию.

Сотрудники Нацбюро Казахстана по борьбе с коррупцией задержали руководителя облуправления сельского хозяйства Алматинской области Сексембая Бекишева. Вместе с ним был задержан и директор ТОО «УМР-3» Борис Артемов. По полученной журналистами информации, Бекишев получил от Артемова 5,5 млн тенге за «общее покровительство».

Задержание произошло в рамках расследования другого дела. Однако выяснилось, что

депутат областного маслихата нескольких созывов Артемов, он же почетный гражданин Илийского района, почетный строитель и орденоносец,

не мог обойтись без покровительства руководителя облуправления по сельскому хозяйству Семиречья. По этому факту начата досудебная проверка по ст. 367 ч. 3 п.1 «дача взятки группой лиц по предварительному сговору».

В Кыргызстане сняты со своих постов министр труда и социального развития, а также заместитель этого же министра. Причиной и поводом для их отставки стал скандал, выявивший факты «туризма за государственный счет» среди высокопоставленных чиновниц.

Как иначе назвать 26 поездок за границу за последние два года на разного рода семинары, конференции и т. п. И пусть эти поездки часто оплачивает приглашающая сторона, но какая польза от этих разъездов отечественной системе соцзащиты? А сопровождение поездок работниками посольств в странах пребывания чиновниц? А шопинг, совмещенный с отдыхом на курорте и т. п., чем часто пользуются чиновники и депутаты различных рангов?

Народ объявляет все это коррупцией и заявляет, что цель — в уничтожении этой системы. Поскольку она всеобщая на всех уровнях управления, но отличается разными объемами перемещаемых из кармана в карман «жизненных» средств.

Все знают, но никто не может

Получается этакий «старинный красивый обычай», без следования которому не сделать ни одного крупного дела. Беда в том, что

от мала до велика люди убеждены во всеобщности коррупционной схемы в системах госуправления РК и КР. Попал на должность – пользуйся!

Чинара Жакыпова, экс-министр образования Кыргызстана и успешный организатор многих социальных международных проектов, прямо заявляет, что кыргызстанцы должны прекратить приводить во власть людей, генетически не способных быть государственниками. И причина этого в том, что в стране незыблемыми остаются родоплеменные отношения, непотизм и безграничный подкуп избирателей.

Молодые люди в Астане и Бишкеке, а также в филиалах НПО на периферии верят, что осуществляется переход к рынку, т. е. к господству экономических отношений. Традиционалисты надеются, что происходит «возрождение подлинной страны», национальной духовности, «нормального» состояния общества и т. д.

Одновременно большинство просто здравомыслящих людей считает, что страны переживают тяжелые времена, но через какое-то время порядок восстановится. Все эти варианты – (1) переход, (2) возрождение и (3) смутное время — предполагают заранее известное конечное состояние общества. При этом предполагается, что

этот переход можно осуществить либо усилиями людей, либо естественным путем, достаточно лишь убрать соответствующие препятствия

Однако для любых перемен, и особенно для преодоления укоренившейся в обществе коррупции, необходимо построить работающее представление о структуре этого общества.

Коррупционное колесо Сансары

Большинство нынешних политических представлений, устремлений и программ имеет скорее эмоционально-личностную подоплеку и окраску, нежели историческую и реалистическую оценку, которая должна лежать в их основании. Это проявляется практически в полном отсутствии исследований, посвященных анализу реального общества в Казахстане или Кыргызстане.

Отсутствие общественной мысли в течение долгого времени создало удивительный мир мифов и фантастических представлений о данных конкретных обществах

В качестве основного из них стоит назвать представление о том, что кто-то («Семья», или «акаевцы – бакиевцы — атамбаевцы», или чиновники и т. п.) угнетают порабощенный народ. Такое представление сразу дает прямой и легкий ответ, как осуществить реформу и почему она не получается.

Чтобы ее осуществить, надо отобрать власть у угнетателей (свергнуть «коррупционный семейно-клановый режим»), передать власть народным представителям, восстановить «нормальный» порядок жизни — и все будет хорошо.

А не получается она, потому что свергнутые — «бакиевцы», чиновники, представители нетитульного этноса и прочие — саботируют развитие страны и мешают «чистым помыслами» патриотам.

Или вот старая элита не позволяет реализовать правильные теоретические представления о строительстве современного общества. Эти представления мало что говорят об обществе и возможностях его изменения, а

при реализации приводят к непрестанной политической грызне и попыткам решения всех проблем за счет простой замены людей

Этому фантастическому представлению о «системе» дают разные названия: «семейно-клановая», «партийно-вотчинная», «коррупционная система» и пр. Но поскольку ни из одного из этих названий не видно, может ли эта система быть изменена, как проводить изменения и в каком направлении, весь «анализ» сводится к непрерывному обругиванию «системы» и народа, который в ней почему-то живет, не разрушает ее и после каждой «революции» восстанавливает.

Старинный красивый обычай. Значит, дело в чем-то другом. Это и надо исследовать.