Бурная дискуссия вокруг празднования 100-летия комсомола показала, что модернизация общественного сознания идет полным ходом. Об этом на сайте matritca.kz говорит аналитик Серик Мамбетов.
Хочется несколько серьезно о серьезном – навеяно комсомолом. А именно о перезагрузке, перезагрузке по-казахски. Так вот, о необходимости смены внутриполитических концептов в обществе мы говорим уже давно, и продолжаем говорить. Происходит все это где-то осознанно, где-то стихийно.
Кто-то ограничивается требованиями смены отдельных министров или акимов, кто-то просто критикует реальность в соцсетях, предлагая достаточно серьезные аргументы, а кто-то критикует, чтобы просто покритиковать. Прямо с дивана! Так будет ли перезагрузка, и как она должна выглядеть?
Разочарую, обрадую или удивлю, но, как мне кажется,
перезагрузка уже идет. И отсчет ее, наверное, следует вести с назначения Марата Тажина,
первого замруководителя администрации президента. С этого момента программы его предшественника были мягко свернуты, а подходы стали эволюционировать в качественно ином направлении.
Страсти по 100-летию ВЛКСМ: антисоветская вакханалия умело срежиссирована — эксперт
Нельзя не отметить, что каждое новое пришествие Тажина в идеологическое пространство обеспечивает его новой повесткой. На этот раз она оказалась, на мой взгляд, достаточно глубокой и предельно развернутой, охватывающей все направления жизни государства и общества в виде комплексной модернизации — модернизации экономики, политической системы, госуправления и общественного сознания.
По сути, перезагрузки всего с переходом на качественно новый современный уровень
Другой вопрос — как он реализуется? Здесь вопрос профессионализма, креативности и нестандартности подходов уже на местах.
Вернемся к собственно идее перезагрузки. И здесь, как я полагаю, полезнее рассматривать процессы через призму причинно-следственных связей на предмет что первично, а что вторично.
Можно предположить, что общественные дискуссии вынудили власть инициировать модернизацию. Но в этом же контексте нельзя исключать и вероятность того, что
именно инициированная властью модернизация катализировала общественные дискуссии на эту тему
И именно второе представляется более вероятным. К примеру, назначение Асета Исекешева руководителем администрации президента достаточно органично вписывается в систему модернизационных трендов.
Нельзя забывать, что он считался наиболее прозрачным и открытым акимом, который сумел завоевать доверие и симпатии горожан. Пару лет назад подобное поведение не только бы не способствовало карьере, но и могло поставить на ней крест.
Ностальгируя по комсомолу, нужно говорить всю правду — Байменов
Достаточно вспомнить его поведение в ранге вице-премьер-министра по инвестициям и развитию. В тот период Исекешева трудно было назвать открытым и контактным. То есть нельзя исключать, что
именно запуск модернизации позволил сформулировать запрос на открытость
и призыв в высшие эшелоны власти политиков, продемонстрировавших способность к этому.
«Рухани Жангыру» — это не череда развлекательных мероприятий и тоев
Что касается требований и заявлений общественности, они, по крайней мере, большая часть, фрагментарны и ограничены короткими временными горизонтами. И на то, пожалуй, есть объективная причина: общественные институты пытаются решать достаточно узкие вопросы, в то время как инициативы власти более развернуты и демонстрируют наличие длинного горизонта планирования с четким видением этапов и последовательности запускаемых процессов.
В пользу версии прочного управления власти повесткой свидетельствует и активная дискутируемость темы «Рухани жангыру». В том числе и в критическом, и в скептическом контексте.
Любой специалист по брендированию подтвердит, что одним из критериев успешного закрепления в массах нового продукта является его способность спровоцировать критику. Мы ведь понимаем —
ничто так не привлекает интерес аудитории, как критика, особенно в нашем обществе
Хуже было бы равнодушие аудитории и полное игнорирование темы.
Языковые конфликты и «Закон о языках»: пришло время перемен?
Даже скандалы вокруг комсомольского юбилея спровоцировали ссылки на «Рухани жангыру», к которому апеллировали общественники, негодуя по поводу празднования. То есть осознанно или неосознанно
критикуя ностальгию комсомольцев по колониальному прошлому, общество противопоставило ему идеи модернизации
как символ прогрессивного.
Ерлан Карин о комсомоле и комсомольцах-руководителях: «Нескончаемая песня молодости…»
Это значит, что перезагрузки ждать не следует — она уже осуществляется полным ходом, затрагивая не только власть, но и все общество.
Марату Тажину и Аиде Балаевой удалось, на мой взгляд, завоевать право информационной инициативы и перевести ее в пространство новых смыслов, (там, где Тажину равных нет! Если не согласны, предлагайте) и в этом доминирующем режиме катализировать идеологическую перезагрузку в самом обществе. Благо на то есть рычаги и ресурсы.
Безусловно, она будет болезненной, в некоторых случаях конфликтной, но определенно (очень на это надеюсь) продуктивной. По крайней мере, какие-то результаты видны уже сейчас.