Экстренное возвращение регулятора в сентябре на внутренний валютный рынок вполне предсказуемо ухудшило и без того негативную динамику его международных резервов.
Как сообщается в официальном пресс-релизе центрального банка Казахстана,
впервые с октября 2017 года ему пришлось провести валютные интервенции из-за отсутствия предложений инвалюты
В период с 5 по 7 сентября было продано $520,6 млн при доле участия в торгах на Казахстанской фондовой бирже (KASE) за этот период около 80%.
В итоге за первый месяц осени активы Нацбанка в свободно конвертируемой валюте уменьшились на 2,33% — до $17 млрд 277 млн, а в абсолютном выражении – на $412 млн.
Нефтяная копилка Казахстана набирает вес
В текущем году это второй по величине минимальный результат. Меньше было только на начало июля ($17 млрд 161 млн).
Для сравнения: когда Данияр Акишев занял пост (начало ноября 2015), активы в СКВ составляли $20 млрд 490 млн. Нетрудно подсчитать, что
при относительно комфортных ценах на нефть с того времени регулятор умудрился потерять $3 млрд 213 млн,
или 15,7% от тогдашнего уровня этих резервов! Добавим также, что с начала 2018 резервы Нацбанка в СКВ сократились на 5,32% вопреки росту нефтяных цен. А росли они лишь в январе и июле.
Из-за неважной ценовой конъюнктуры на золото не слишком оптимистично выглядела и динамика активов Нацбанка, при том что регулятору принадлежит монопольное право на его скупку у отечественных производителей.
С начала 2018 по монетарному золоту сложился прирост на 2,03% — до $12 млрд 751 млн. Однако в сентябре произошло снижение к августу на 0,54%. Кроме того,
негативный тренд сложился по активам в золоте в феврале, июне и июле
Под влиянием двух вышеуказанных факторов заметно сократились и валовые международные резервы Нацбанка. С начала года по ним сложилось снижение на 2,33% — до $30 млрд 28 млн, в том числе в сентябре на 1,58%.
При этом в 2018 аналитики Нацбанка зафиксировали сокращение по этому показателю также в феврале, марте, мае, июне и августе. Тем не менее, если сравнивать с данными на момент назначения г-на Акишева председателем Нацбанка, когда валовые международные резервы составляли $28 млрд 473 млн, сложился прирост на 5,5%.
Помимо золотовалютных резервов Нацбанка, в составе международных резервов Казахстана в целом учитываются еще и активы Национального фонда. Как отмечалось в материале «Нефтяная копилка Казахстана набирает вес», в тенговом эквиваленте активы фонда в сентябре увеличились.
Однако в долларовом выражении, судя по выкладкам регулятора, сокращение средств по-прежнему продолжается, начиная с февраля 2018 года. В итоге по сравнению с началом года
активы Национального фонда снизились на 3,44% — до $56 млрд 326 млн. В том числе в сентябре на 0,37%
Для сравнения: на момент назначения г-на Акишева главным банкиром страны значение этого показателя было на отметке $63 млрд 882 млн. Таким образом, за время его правления в Нацбанке
потери Нацфонда составили впечатляющие $7 млрд 556 млн, или 11,8%!