А первое классическое произведение он написал в возрасте 10 лет.
Молодого композитора Рахат-Би Абдысагина называют «Казахским Моцартом». Как вспоминает сам Рахат-Би, так его начали именовать еще в 2013 году в Париже. Позже в Германии, а затем уже и в мировых музыкальных и околомузыкальных кругах. Прозвание это Рахат-би вполне заслужил, его классические произведения с огромным успехом звучат во многих ведущих концертных залах мира. Рахат-би говорит, что музыка — это «язык моего самовыражения». И не только его. Классическая музыка, уверен композитор, исцеляет мысли, проникает в самые потаенные уголки человеческого сознания и очищает человека.
Рахат-Би родился 2 февраля 1999 года и вовсе не в музыкальной семье. Ничего не предвещало, что его карьера сложится именно на этом поприще. Его отец — физик-теоретик, член Национальной академии наук Казахстана, мама — юрист и педагог. Родители прочили ему совершенно другой путь, отец (по собственному признанию композитора) до сих пор лелеет надежду, что сын сосредоточится на науке. Тем более, что
одновременно с музыкой Рахат-Би вполне успешно занимается и научными исследованиями
Сам Рахат-Би вспоминает, что чуть ли не с самого рождения у него появилась жажда творчества. В детстве он и рисовал, и даже шил мягкие игрушки. Причем надеялся, что когда нибудь они оживут! С тех пор он не перестает творить.
Как и великий австриец, первое классическое произведение Рахат-Би написал в 10 лет
С тех пор стал автором более сотни классических произведений.
В 2014 году Рахат-Би с отличием закончил алматинскую гимназию №159 — ему тогда было 15 лет. Параллельно занимался музыкой и еще в 2012 (будучи учеником 9-го класса гимназии) с отличием окончил 7-летнюю музыкальную школу имени Тулебаева. При этом «музыкалку» прошел экстерном всего за четыре года. В 2012 молодой человек стал студентом-слушателем Accademia Musicale Santa Cecilia di Bergamo в Бергамо (Италия).
В том же году в рамках эксперимента его зачислили на первый курс Казахской национальной консерватории им. Курмангазы (то есть не прекращая учебу в гимназии).
Пока в Казахстане больше никто ничего подобного не делал
В 2016 году Рахат-Би с отличием окончил как бакалавриат в консерватории, так и Академию в Бергамо. Далее поступил в магистратуру Казахского национального университета искусств (Астана). И всего за год с отличием заканчивает и ее, став магистром искусств.
Кроме музыки, Рахат-Би серьезно занимается и научными дисциплинами. Он автор целого ряда научных статей и книг.
Первую книгу под названием «Математика и современная музыка» он опубликовал в 14 лет
Рахат-Би говорит, что просто
быть причастным к миру классической музыки — уже огромное счастье, но и не менее огромная ответственность
Для него классическая музыка — это и философия, и мировоззрение. А партитурные произведения и их исполнение на сцене он называет «прикосновением к вечности».
– В моих произведениях «Живопись в звуках», «Путь скарабея», «Лунная песнь ветра», «За гранью темноты» я пытаюсь понять, что есть темнота и что есть свет. Идея последнего, написанного на слова лорда Байрона, такова: что будет, если представить, что все вокруг и внутри человека исчезло, то есть он дошел до абсолютной темноты? — делился он в одном из интервью.
Зарубежные критики называют Рахат-Би «настоящим казахским чудом, виртуозным пианистом с необыкновенной силой в руках и амбициями в характере». Рахат-би не только пишет музыку, но и часто сам ее исполняет. Играет партию солирующего фортепиано и выступает с сольными концертами.
Произведения Рахат-Би звучали во многих ведущих концертных залах мирах
Например, концертом для симфонического оркестра «Отголоски Романтизма» в 2017 году открывался легендарный Байройтский Фестиваль. Также оно исполнялось во Франкфурте на Майне, Лос-Анджелесе (США), Каире и Александрии.
Мировая премьера концерта «Воля к Жизни» для фортепиано и симфонического оркестра прошла в Большом зале Берлинской Филармонии. Исполнялось оно и в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, ADDA в Аликанте (Испания), Георгиевском Зале Большого Кремлевского Дворца.
Композитор вспоминает, что при написании «Воли к Жизни» он вдохновлялся сразу несколькими поводами:
Еще одно произведение молодого композитора — «Казахская рапсодия» для фортепиано и симфонического оркестра. Оно звучало в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, Royal Festival Hall в Лондоне, Сеуле, Анкаре, Астане и многих других странах.
Сам Рахат-Би о нем говорит так:
— В своей «Казахской рапсодии» я воспеваю Родину, которую горячо люблю! В ней отражено мое восприятие современного Казахстана, ощущение его стремительного развития. Я передаю свои чувства и мысли с помощью понятных каждому звуковых музыкальных символов. Именно поэтому в «Казахской рапсодии» тесно переплелись казахский мелос и европейская гармония, глубоко индивидуальная драматургия и общепринятые в мире принципы организации музыкальной формы.
Национальные мотивы вообще нередки в творчестве композитора, чувствуется любовь и глубокое уважение к культурным традициям предков. Домбру он называет инструментом, который
«учит композитора из минимума выжать абсолютный максимум, из двух струн сотворить Вселенную»
— Для меня очень важно, чтобы в нарождающейся общемировой культуре среди многих прочих ясно проглядывались лучшие черты культуры моей страны, моего народа, — говорит Рахат-би.
Рахат-Би Абдысагин — единственный казахстанский композитор, чьи произведения находятся во Всемирном фонде исполняемых произведений для фортепиано с оркестром Discography Университета Южного Иллинойса (США). Здесь собраны все шедевры мировой классики. Кроме того, он еще и самый молодой из тех, кто тут имеется.
Он самый юный участник международных академий композиторов и исполнителей современной музыки: Impuls (Грац, 2013, 2015, 2017), ISA (Мюрццушлаг, 2015), KlangZeitMünster (Мюнстер, 2016), самый юный лектор ICTM 2015.