Нур-Султан
Сейчас
-5
Завтра
-14
USD
385
0.00
EUR
428
0.00
RUB
6.04
0.00

ЕАЭС и Китай: риски сопряжения

1067

При этом, по итогам 2017 года товарооборот между КНР и странами-членами ЕАЭС достиг $102,7 млрд (в том числе экспорт евразийских товаров в КНР – $45,3 млрд, импорт – $57,4 млрд).

Экспорт из ЕАЭС в КНР в 2017 вырос на 40%

Отметим, что в структуре экспорта значатся не только сырьевые товары, но и продукция машиностроения.

Все страны-члены ЕАЭС нашли сферы взаимодействия с Китаем, создав таким образом новые возможности для реализации перспективных проектов. Хорошие показатели торгово-экономических связей государств-членов ЕАЭС и КНР

свидетельствуют о заинтересованности сторон в расширении взаимовыгодного сотрудничества

Астанинский импульс

Рассуждая о перспективах сопряжения ЕАЭС и китайской стратегии «Одного пояса – одного пути», необходимо отметить, что

Казахстан стал одним из первых, кто предложил состыковать и совместно развивать «Пояс и путь» и программу «Нурлы жол»

В рамках сопряжения между двумя странами уже реализовано более 10 проектов. И это далеко не предел. Дополнительный импульс взаимоотношениям должно придать Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и Китайской Народной Республикой, подписанное 17 мая в рамках Астанинского экономического форума.

Документ призван поднять уровень взаимоотношений между странами-членами ЕАЭС и КНР

Казахстан уже определил для себя наиболее перспективные направления сотрудничества, где приоритет отдается развитию транспортной инфраструктуры.

«За последние годы Казахстан провел масштабную модернизацию своей транспортной инфраструктуры. Это касается и строительства автомобильных дорог. Участок коридора Западная Европа–Западный Китай завершен два года назад. Ждем, когда будет закончен российский участок.

По завершению строительства

будет создан единый коридор, который свяжет Западный Китай и Западную Европу транзитом через наши страны»,

—  отметил первый заместитель премьер-министра Аскар Мамин.

Планы и реалии

В марте 2017 года Евразийская экономическая комиссия определила перечень из 39 приоритетных проектов, которые будут реализованы странами-членами ЕАЭС в рамках сопряжения с Экономическим поясом Шелкового пути.

В их числе строительство новых и модернизация существующих дорог, развитие транспортных узлов, создание транспортно-логистических центров.

К слову, среди утвержденных 39 проектов особое место занимают:

  • строительство новых автодорог в рамках международного транспортного маршрута «Западная Европа–Западный Китай». Протяженность маршрута — 8445 км.
  • Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань». Согласно проекту, скорость поезда составит 400 км в час; время в пути от Москвы до Казани сократится до 3,5 часов.
  • Развитие железнодорожной ветки «Армения-Иран», призванной соединить действующую железнодорожную систему двух стран. Это позволит Армении выйти через Иран в Казахстан, Китай и далее.
  • Строительство железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», которая соединит китайские железные дороги с Узбекистаном и далее через Афганистан, Иран и Турцию с европейской сетью железных дорог. Проект облегчит поставки китайского груза в страны Восточной Европы и Ближнего Востока.
eurasian-studies.org

С какими рисками столкнутся страны?

Между тем сопряжение двух проектов несет в себе и определенные риски для всех членов ЕАЭС и для самого Китая. Например, в КНР основные транспортные магистрали Шелкового пути пройдут через западный округ Синьцзян, оставив на обочине восточные и северо-восточные регионы Поднебесной. При этом Пекин отдает себе отчет о существующей пропасти между развитием восточных и западных регионов Китая.

Россия тоже столкнется с подобной проблемой. Еще до начала сопряжения ЕАЭС и китайской стратеги «Один пояс – один путь» Москва решала вопросы о переносе акцента развития западных регионов на Дальний Восток. Однако после сопряжения основной фокус не только закрепится на западном направлении, но и

может поставить крест на многих госпрограммах по возрождению российского Дальнего Востока,

включая реанимацию Транссиба и дальневосточных портов.

Казахстан также подвержен рискам, которые станут следствием реализации проектов по сопряжению.

Во-первых, в республике нет эффективных программ и реформ, которые влияют на экономику, управление и успешную реализацию инициативы «Один пояс – один путь».

Во-вторых, активное участие Астаны в процессе сопряжения грозит Казахстану ростом разрыва в экономическом региональном развитии.

Другими словами, Казахстан сталкивается с аналогичными угрозами, ставшими спутниками Китая и России

Таким образом, всем участникам сопряжения необходимо учитывать не только получаемые дивиденды, но и последствия, с которыми они могут столкнуться при реализации китайской инициативы.

© «365 Info», 2014–2019 [email protected], +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter