Для начала нужна материальная стимуляция, а все остальное — дополнительные меры.
В ходе послания народу Казахстана Нурсултан Назарбаев распорядился принять Закон о статусе учителя. И политолог Булат Султанов для реализации этой идеи предлагает начать менять статус учителя с заработной платы.
— Когда зарплата учителя составляет 60 тыс. тенге, о каком повышении его статуса может идти речь? Сегодня в Казахстане наблюдается перекос в специальностях. На первый план нужно поставить две — это учитель и врач.
Этим работникам нужно повысить зарплату не на какие-то 20%, а в несколько раз. Потому что когда учитель получает 60 тысяч, а врач — 80 тысяч, они начинают искать работу на стороне. Вот
в больнице после обеда очень часто врачей и медсестер нет, потому что они подрабатывают в частных поликлиниках,
— замечает Султанов.
Так что если не повысить зарплату, ни о каком авторитете учителя не может идти речи.
— Сегодня мужчины-педагоги бегут из школы. И это не случайно. Они ведь кормильцы семьи и элементарно должны зарабатывать деньги. Психологами не идут работать в школу ввиду мизерной зарплаты. В послании президента прозвучало много правильных вещей: надо производить профессиональную диагностику, выстроить индивидуальную траекторию обучения, сократить учебную нагрузку на ученика и учителя. Учитель при этом должен соответствовать международным стандартам и понимать, что такое профессиональная диагностика.
Но учитывая, что в школы работать учителями идут, мягко говоря, не самые продвинутые представители молодежи, конечно, просто так все не изменится. Разумеется, нужна моральная поддержка.
Для этого необходимо ввести и звание заслуженного учителя Казахстана,
и проводить конкурсы на определение лучшего учителя района, области и республики. Чествовать их в районах и областях должны главы районов и областей, а в республиканском формате — глава правительства соответственно.
Это позволит поднять моральный дух и повысит статус учителя. Для подрастающего поколения он должен быть образцом и примером для подражания. У многих школьников должно возникать желание после окончания школы работать учителем. Вспоминается советский фильм «Доживем до понедельника», в котором показан образ учителя истории в исполнении Вячеслава Тихонова.
Это образ передового современного человека, который борется с косностью, не боится говорить правду и является моральным авторитетом для учеников
Помню, после выхода картины многие учителя стали носить такие же очки, чтобы соответствовать созданному на экране образу, — вспоминает политолог.
Как отмечает Султанов, разговоры о том, чтобы сократить нагрузку учителей и освободить их от несвойственных им функций, идут уже 27 лет. Но пока учителя остаются самыми незащищенными в плане давления на них административного ресурса.
— Считаю, что закон о статусе учителя нужно принимать, сейчас главное проконтролировать реализацию. У нас много законов принимается, но не все реально работают. Нужно, чтобы для учителей были предусмотрены стимулы. К примеру, если один учитель работает хорошо, а другой спустя рукава, надо поощрять первых, повышая им зарплату.
Вот в Китае сейчас учительская зарплата резко возросла, благодаря тому, что им стали оплачивать дополнительную работу. К примеру, за проверку тетрадей, проведение воспитательной работы, классное руководство, ведение кружка и пр.
Иногда такие надбавки достигают уровня зарплаты
Когда труд учителя оценивается по достоинству, он способен продемонстрировать, что профессия учителя престижна, способен взрастить из учеников патриотов, — замечает он.
Немаловажным, по его словам, является создание комфортных условий для учителя и учащихся.
— Сколько разговоров было, чтобы решить проблему с трехсменными и аварийными школами. А воз и ныне там.
О каких международных стандартах можно говорить, если школа в аварийном состоянии,
если туалет во дворе, нет канализации и воды? — задается Султанов вопросом.
По его словам, все это нужно решать, а не просто декларировать.