Нужно менять подходы к поддержке бизнесменов, считают экономисты.
Налоговая задолженность имеется у 70 тыс. предпринимателей. Ее сумма составляет 80 млрд 3 млн тенге, из них
В связи с этим, с 1 января 2019 года будет проводиться налоговая амнистия для малого и среднего бизнеса. Амнистии подлежит сумма пени и штрафов — 73 млрд тенге.
По мнению экономиста Рустема Жансеитова, большая часть суммы налоговой задолженности, вероятно, возникла в результате несовершенства налогового законодательства РК.
— У нас часто появляются новые законы, которые противоречат предыдущим. Приведу пример из жизни: в 2010 году у меня был клуб с лицензией на продажу алкоголя. Я за нее заплатил и от меня больше ничего не требовалось. В 2011 году клуб пришлось закрыть. Банкротить его я не стал, так как на эту процедуру требовались средства, которых не было. И
вдруг в 2017 году меня находит налоговая и заявляет, что у меня накопилась задолженность за два года
Оказывается, в 2015 году был принят закон, согласно которому предприниматели за имеющуюся лицензию на продажу алкоголя должны еще платить сбор. Я и понятия не имел о его наличии, никто меня не уведомлял.
В итоге за пару лет сумма штрафа составила порядка 400 тыс. тенге вместе с пеней. И никто не учел, что ТОО у меня было заморожено. Я подал заявление в суд. Первое судебное заседание проиграл, подал на апелляцию и снова проиграл. Не поленился и подал в Верховный суд. Он отменил предыдущие решения.
Я воспрянул, надеясь на справедливость, но на последнем заседании прежние решения не в мою пользу снова восстановили,
— рассказывает Жансеитов.
По его словам, абсурдность в том, что предприятие и так было заморожено, «в долгах, как в шелках», а тут еще сверху на него повесили новую задолженность.
— Я уверен, что большая часть штрафов у МСБ возникла не из-за того, что предприниматели такие безответственные и желают обмануть государство. Это все несовершенство наших законов, нет комплексного подхода к развитию предпринимательства в стране, — считает экономист.
Он убежден, что нужно в корне менять подходы к поддержке предпринимателей.
— Налоговики не должны быть врагами для предпринимателей, они должны быть друзьями и помощниками. В случае возникновения изменений в законе
они должны заведомо уведомлять об этом, а не ждать два года, чтобы потом с радостью навешать штраф
В итоге некоторые предприниматели даже обращаются к разным консультантам, чтобы те помогли сэкономить на налогах. Сегодня под давлением налогов закрываются многие проекты, — отмечает он.
По словам Жансеитова, налоговая амнистия, которую собираются провести, должна помочь тем, у кого из-за штрафов блокирована деятельность.
— Нельзя не отметить и неграмотность предпринимателей, которая тоже загоняет их в тупик.
Многие не знают, как правильно вести бизнес
Без залога кредит сегодня никто не даст. Нужно создавать государственную корпорацию, которая будет помогать становлению бизнеса на рельсы, — предлагает Рустем Жансеитов.
Экономист Рахим Ошакбаев, в свою очередь замечает, что специфика налоговой системы РК дает многим безнаказанно возможность не платить. С одной стороны, возможностей для того, чтобы обеспечить исполнение, нет. С другой — сумма требований очень высокая.
— Это приводит к тупиковой ситуации, и замечательно, что правительство в этом направлении делает правильные шаги
Плюс еще надо поднять вопрос о высокой нагрузке на фонд оплаты труда. Ее нужно снижать для всех работодателей. Наличие гигантского теневого сектора и неформальной занятости как раз говорит о том, что налоги в фонд оплаты труда мало кто платит. В парламенте недавно прозвучала информация, что
12 отчислений в год делает только 1,4 млн человек. И это из 6 млн активных счетов,
— замечает Ошакбаев.
Поэтому, по его мнению, отчисления в пенсионный фонд и подоходный налог должны производить сами работники. В развитых странах это делается именно так.
— Когда люди платят налоги сами, они начинают ощущать себя налогоплательщиками
И тогда многим будет не все равно, как все содержится. Люди начнут требовать хорошего качества госуправления, следить за качеством дорог и интересоваться, куда местные органы тратят деньги, — говорит Рахим Ошакбаев.