Одним из приоритетов в работе казахстанского национального оператора в сфере газа и газоснабжения – АО «КазТрансГаз» – является газификация регионов страны. И тому есть вполне логичное объяснение: приход «голубого топлива» в тот или иной регион означает резкий качественный подъем уровня жизни населения, толчок развитию малого и среднего предпринимательства, кардинальное улучшение экологической обстановки.
Сегодня «КазТрансГаз» бесперебойно обеспечивает природным газом более 8,5 млн казахстанцев и около 35 тысяч предприятий страны в 1320 населенных пунктах. На сегодняшний день доступ к «голубому топливу» имеют жители 10 регионов страны, но в некоторые газифицированные области товарный газ поставляется только в областные центры и два-три крупных города.
Наибольший уровень доступа населения и коммунально-бытовых предприятий к централизованному газоснабжению в Казахстане зафиксирован в западных регионах страны – от 83% в Актюбинской области до 99% в Мангистауской. В то же время уровень газификации в Алматинской области составляет 36%, в Костанайской – 54%, а в Восточно-Казахстанской области – всего 0,2%.
В 2014 году, после детальной проработки вопроса, правительство утвердило Генеральную схему газификации страны, согласно которой стали активно форсироваться работы по строительству газотранспортной и газораспределительной инфраструктуры в городах и селах. Согласно целевым показателям Генеральной схемы, к 2030 году уровень газификации в целом по стране достигнет 56%, что позволит обеспечить газоснабжением порядка 1,6 тыс. населенных пунктов. Общая протяженность газопроводов в стране составит около 28,3 тыс. км, из которых более 18 тыс. будут приходиться на внутрипоселковые и внутригородские распределительные газопроводы.
Однако парадокс: при сегодняшней экономической модели газового хозяйства в Республике Казахстан это приведет к огромным убыткам для национального оператора – компании «КазТрансГаз». И это не голословное утверждение, а трезвый экономический расчет. Согласно данным, предоставленным специалистами дочерней компании КТГ, специализирующейся на реализации товарного газа внутри страны в розницу – АО «КазТрансГаз Аймак» – при существующем уровне газификации и текущих розничных ценах на товарный газ для населения, бюджетных организаций и юридических лиц общие убытки от реализации газа за период с 1 июля текущего года по 30 июня 2019 года только по южному региону (включающему в себя Южно-Казахстанскую, Жамбылскую, Алматинскую области и город Алматы) составят 37 миллиардов 796 миллионов тенге!
Все дело в том, что «КазТрансГаз», являясь социально-ориентированной национальной компанией, продает товарный газ на внутреннем рынке по цене ниже себестоимости. Убытки перекрываются за счет поставок газа на экспорт. Фактически, если называть вещи своими именами, КТГ дотирует потребителей внутри страны, причем всех скопом: как население, бюджетников, так и предприятия, закупающие объемы газа для производственных нужд. Только в 2017 году эти дотации оценивались в 57,6 млрд тенге. В целом же за период 2015-2017 годов сумма дотаций составила 167,7 млрд тенге.
Таким образом, реализация масштабных инвестиционных проектов по прокладке газотранспортной и газораспределительной инфраструктуры в регионах не только потребует значительных финансовых вливаний, но и приведет к еще большим убыткам для нацкомпании.
Сегодня розничные цены на газ в различных регионах страны разные и зависят от многих факторов: закупочных цен, стоимости транспортировки до потребителя и других. К примеру, в богатой запасами природного газа Актюбинской области цена за тысячу кубометров для конечного потребителя, как говорят газовики, «на конфорке», с учетом тарифа на транспортировку по газораспределительным сетям, составляет 9 785,14 (без учета НДС), в Атырауской – 7 269,63 тенге. В Костанайской области эта цифра возрастает до 23 937,87, а в Алматы – одна из самых высоких в стране – 30 420,03 тенге за тысячу кубов (без учета НДС). Много это или мало?
Российское рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» оценило среднюю стоимость природного газа для потребителей в Казахстане по состоянию на конец мая 2018 года в 55,8 долларов США за 1000 кубометров. Для сравнения:
Самый дорогой газ, по данным «РИА Рейтинг», в Дании (1 050) и Швеции (1 350,9) долларов США за тысячу кубометров.
Однако каждый раз, когда «КазТрансГаз» пытается поставить вопрос об увеличении розничных цен на газ, он наталкивается на жесткую критику общественности и прессы. Причем одним из основных аргументов критиков является ссылка на уровень доходов населения: дескать, зарплаты в Казахстане не как в Швеции, поэтому повышать цены на газ нельзя. Однако уже упоминавшееся рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» в июне текущего года провело еще одно весьма любопытное исследование, озаглавленное: «Рейтинг стран Европы по доступности природного газа для населения». Говоря простыми словами, сколько кубометров газа может приобрести среднестатистический житель той или иной страны на свою среднемесячную зарплату.
И вот здесь – сенсация! По доступности газа Казахстан занял в рейтинге почетное второе место в Европе – среднестатистический казахстанец в состоянии приобрести ежемесячно 7,4 тыс. кубометров газа. Хотя в сравнении с европейскими заработная плата у казахстанцев довольно скромная, но и газ самый дешевый среди всех стран рейтинга.
Лидером по доступности стал Люксембург, где несмотря на цену газа в 478,1 доллар за тыс. кубометров, благодаря одному из самых высоких в Европе уровню заработной платы, гражданин может приобрести в месяц 8,4 тыс. кубометров газа.
Россия заняла в рейтинге третье место, следуя за Казахстаном с показателем 6,4 тысячи кубометров газа. И лишь потом в рейтинге доступности газа идут развитые экономические страны Европы.
К чему приводит такая ситуация? К тому, что
казахстанцы перестают ценить то, что достается дешево. Газ не экономится, зачастую зимой люди, включая все газовые конфорки, обогревают квартиры,
если считают, что дома недостаточно тепло. Огромные коттеджи в Алматы и Астане в тысячи квадратных метров, с бильярдными и зимними садами, щедро отапливаются недорогим газом.
В условиях рыночной экономики цена на любой товар формируется по формуле: себестоимость плюс маржа. Других вариантов нет. И есть ощущение, что большинство чиновников, от кого зависит принятие решения по тарифам, это как раз-таки понимают. Но искусственно «замораживают» выход из ситуации, ссылаясь на то, что не стоит принимать непопулярные в народе решения накануне всенародных праздников, памятных дат и торжеств. А учитывая, что празднуем мы много и ярко, проблема, как болезнь, попросту загоняется внутрь, а не лечится.
Между тем это опасная ситуация. Из года в год продавая товар ниже себестоимости, любой производитель, даже самый финансово устойчивый, рано или поздно станет банкротом. Нужно ли нам подводить к банкротству национальную компанию, составляющую становой хребет экономики –вопрос риторический.