В Департаменте государственных доходов Алматы рассказали о мерах, предпринимаемых для снижения административных барьеров на пути бизнеса и борьбе с коррупцией в южной столице.
По индикаторам «налогообложение» и «разрешение неплатежеспособности» в 2018 году достигнуты 50 и 39 места, т.е. рост на 10 пунктов по первому показателю и снижение на 2 пункта по второму показателю.
Упрощена процедура постановки на регистрационный учет по НДС путем подачи налогового заявления о регистрационном учете по НДС на бумажном носителе в явочном порядке, в электронной форме через кабинет налогоплательщика или е-gov портал правительства, при государственной регистрации ЮЛ в национальном реестре бизнес-идентификационных номеров. До 2018 года постановка на учет была только явочно с проведением обследования.
Предусмотрено с 2019 года сокращение сроков возврата НДС до 15 рабочих дней при применении налогоплательщиками контрольного счета НДС на добровольной основе. Ранее срок проверки был установлен в количестве 55 рабочих дней или 155 календарных, при определенных условиях.
Кроме вышеназванных поправок с 2019 года, с целью улучшения налогового климата приняты значительные изменения в Налоговый кодекс:
— налоговые проверки стали трехвекторными. Это значит, что все объекты предпринимательства будут условно поделены на три категории: «зелёную» – добросовестную, которая не нуждается в проверках; «жёлтую», которую будут проверять выборочно, и «красную» – требующую контроля (будет применяться СУР);
— сокращение количества оснований для проведения внеплановых налоговых проверок с 34 до 12;
— интернет-торговля освобождается на 5 лет от уплаты подоходного налога, при условии, если торговля будут проводиться в безналичной форме, договор между продавцом и потребителем будет электронным и наличие договора аренды или собственной службой доставки товаров.
Много изменений для малого бизнеса и физических лиц:
— для предпринимателей, применяющих патент, снижена ставка налога с 2% до 1%, за счет отмены социального налога, кроме предпринимателей, осуществляющих торговлю (для них ставка — 2% (ИПН);
— для субъектов малого и среднего предпринимательства с 2020 года сократится срок исковой давности для МСБ с 5 до 3 лет;
— для физических лиц предусматривается освобождение от уплаты ИПН при прощении задолженности перед банком;
— все неясные и неточные нормы Налогового кодекса будут толковаться в пользу налогоплательщика.
А также принятые другие нормы, которые прежде всего сокращают количество проверок, администрирование строится на камеральном контроле.
Все вышеназванные изменения незамедлительно принимаются в работу Департаментом, что позволило добиться положительных результатов:
— сокращения количества проводимых налоговых проверок;
— сокращения выставленных уведомлений;
— упрощение процедур регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
— упрощение процедуры прекращения деятельности ИП без проверки;
— ежегодно растет количество электронных пользователей;
— упрощения процедуры постановки на учет по НДС.
С 1 августа 2018 года на портале egov.kz появилась новая услуга по оплате всех налогов и обязательных платежей в бюджет без необходимости авторизации и подписания ЭЦП. Ранее на портале «электронного правительства» были доступны для уплаты только три вида налогов для физических лиц: налог на имущество, налог на транспортные средства, земельный налог.
Для оплаты на портале еgov.kz необходимо пройти в раздел «Налоги и финансы» — «Платежи» — «Оплата налогов и других обязательных платежей в бюджет» и заказать услугу, нажав на «Оплатить онлайн». После введения ИИН/БИН налогоплательщика, наименования органа государственных доходов, суммы платежа, кода бюджетной классификации, система автоматически предложит перейти в раздел оплаты налога. После завершения всей процедуры будет предоставлен электронный чек, подтверждающий факт оплаты.
Вместе с тем, также сообщаем, что на следующий день после просрочки, сверх суммы долга будет начисляться пеня. Ее размер составит 1,25-кратную официальной ставки рефинансирования, которая установлена НБ РК.
С началом практического этапа выполнения Плана нации — 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, открыт путь к достижению казахстанской мечты — стать одной из 30 наций-лидеров ХХI века. Здесь большой объем работы связан с третьим реформаторским направлением – комплексом преобразований по обеспечению индустриализации и экономического роста.
Важное значение в этом направлении имеют меры, направленные на улучшение таможенного администрирования, а также механизмы их реализации. В рамках введения Автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования ИС «АСТАНА-1» (ASYKUDA) обеспечено внедрение цифровых технологий, для отслеживания движения грузов в онлайн-режиме и беспрепятственного их транзита, а также упрощения таможенных операций.
Внедрение Автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования «АСТАНА-1» (ASYKUDA) также обусловлено реализацией пункта №3 «Индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации. Плана нации 100 конкретных шагов современного государства» программы озвученной президентом РК Н.Назарбаевым перед органами государственных доходов, шаги 37-39, также Посланием президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 10 января 2018 года 10 задач (4-ая задача, «Повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры»).
Главой государства были поставлены задачи оптимизации налоговых и таможенных политик и процедур, ведения принципа «Одного окна» при прохождения таможенных процедур экспортерами и импортерами, развития системы электронного декларирования, а также сокращения количества документов для экспорта и импорта и времени их обработки.
ИС ASYKUDA – модернизированная платформа ASYCUDA World ЮНКТАД ООН внедрена в 95 странах (Грузия, Молдова, Украина, Великобритания, Франция, Нидерланды, Центральная и Юго-Восточная Европа), имеет позитивную оценку в рейтинге Doing Business, соответствует нормам и стандартам ВТамО и ВТО. Внедрение программы ИС «Астана-1» по оформлению товаров и транспортных средств в первую очередь направлено на упрощение процедур для УВЭД.
Преимущества внедрения:
— интеграция с Государственной базой данных «Е-лицензирование»;
— отслеживание времени и статуса электронных документов;
— более 1000 форматов Е-документов;
— иногократное использование Е-документов;
— форматно-логический контроль;
— интегрированный таможенный тариф;
— автоматический расчет таможенных платежей и налогов,
— интеграция всех процессов на единой технологической платформе;
— сокращение времени на ввод и обработку данных – ИТТ и ФЛК;
— мониторинг, отчеты и статистика в реальном времени;
— взаимодействие с другими системами (ИНИС, ИКПП, ЕАЭС и т.д.).
Система включает такие функции, как саморегистрация, удаленное Е-декларирование, безбумажные товаросопроводительные документы, электронные платежи, возможность выбора таможенного поста и места доставки товара. ИС «АСТАНА-1» создаст основу Единого окна, призванного обеспечить эффективное взаимодействие всех контролирующих ведомств в реальном времени. Модули программы смогут сами определить достоверности предоставляемых документов, определить подлинность штампов и печати.
ИС «АСТАНА-1» предоставляется пользователям на безвозмездной основе. В скором будущем ИС «АСТАНА-1» будет интегрироваться с информационными системами других государственных органов, по принципу «Е-окно». В настоящее время УВЭД нет необходимости приходить на таможенный пост.
В ИС «АСТАНА-1» прием декларации на товары (далее – ДТ) осуществляется в круглосуточном режиме. Контрольные функции за выпуском ДТ осуществляются в установленное рабочее время, в соответствии с регламентом работы таможенных постов. Форматно-логический контроль позволяет осуществлять проверку полноты ввода данных в режиме реального времени. Автоматический выбор «коридоров» в системе управления рисками (далее – СУР) позволяет определить последовательность действии уполномоченных должностных лиц таможенного поста при совершении таможенной очистки товаров. Автоматическая регистрация деклараций в ИС «АСТАНА-1» и возможность автоматического выпуска деклараций при отсутствии рисков по «зеленому коридору» позволяет минимизировать прямой контакт между УВЭД и сотрудниками органов государственных доходов и положительно влияет на снижение коррупционных рисков.
ДГД по Алматы за 9 месяцев 2018 года в отношении должностных лиц департамента зарегистрировано 29 досудебных расследований по фактам совершения коррупционных и должностных преступлений, что на 8% больше чем за аналогичный период 2017 года – 26 дел.
Самостоятельно УВБ ДГД зарегистрировано – 7 дел, 11 — другими правоохранительными органами и 11 – совместно с УВБ ДГД. Кроме этого, самостоятельно УВБ Департамента выявлено – 10 уголовных правонарушений в отношении иных лиц в том числе:
— 5 дел – по фактам дачи взятки должностным лицам ДГД;
— 5 – по фактам мошенничества.
Вместе с тем, ДГД по Алматы проводятся совместные мероприятия с органами антикоррупционной службы. Так, за период 2018 года по зарегистрированным материалам уголовных дел совместно с ДКНБ и ДНБПК по Алматы привлечено к уголовной ответственности 9 должностных лиц ДГД (5 – налоговой службы, 4 — таможенной службы).
Положительным примером являются самостоятельно выявленные УВБ Департамента за истекший период 2018 г. и направленные в суд — 4 дела по ст. 367 «Дача взятки» сотрудникам УГД Жетысуского р-на – 3, в УГД Бостандыскского р-на – 1 дело, а также 1 – дело по факту вымогательства денежных средств в сумме 70 000 долларов США за не привлечение к уголовной ответственности «лжесотрудниками» СЭР Департамента.
Так, в ходе совещания было рассмотрено представление по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления и других нарушений закона по уголовному делу в отношении сотрудников ДГД по городу Алматы Чиркова В.Ю., Калиева Ж.А. и Нагманова Е.Р., которые используя свое служебное положение, путем мошенничества завладели денежными средствами Серещева С.А. в сумме 10 тыс. долларов США. При этом, были озвучены комплекс мер, направленных на недопущение подобных фактов впредь.
В рамках проводимой работы, направленной на предупреждение и пресечение правонарушений, в том числе, коррупционных, на постоянной основе осуществляется контроль и выявление участков, наиболее уязвимых к проявлениям коррупции, путем проведения внутреннего анализа рисковых зон, с дальнейшей выработкой механизма по их устранению.
Так, за проступки, дискредитирующие государственную службу (ст. 50 Закона «О госслужбе РК»), с начала года привлечены — 10 должностных лиц Департамента (таможенного поста «Жетысу» — 3, УГД Бостандыкского и Ауэзовского р-на по — 2, таможенного поста «Алмалы ЦТО», «Алматы ЦТО» и СЭР Департамента по – 1 соответственно).
В целях усиления персональной ответственности руководителей за действиями подчиненных, совершивших коррупционные правонарушения, принимаются строгие меры дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности.
Обеспечение указанных мер в отношении руководителей также озвучено на заседании комиссии при президенте, прошедшем 28 марта 2018 года по итогам принимаемых мер по противодействию коррупции в органах государственных доходов.
В Департаменте также усилена профилактическая работа, направленная на воспитание «нулевой» терпимости к любого рода проявлениям коррупции, ведется разъяснительная работа среди коллектива о мерах и степени ответственности за допущенные проступки, разработана и доведена до всего личного состава Департамента Памятка по противодействию коррупции. Осуществляется выезд в исправительные учреждения, а также, демонстрируются видеоролики, где осужденные и отбывающие срок бывшие коллеги, раскаиваются в содеянном и предупреждают о неизбежных последствиях за любого рода проявление коррупции. Всего с начала года было осуществлено 2 выезда, с привлечением 35 специалистов.
В дальнейшем, в ДГД по Алматы будет усилена работа по недопущению коррупционных правонарушений среди должностных лиц и проведению действенной профилактики, а также выявление фактов системной коррупции, с целью очищения от неё собственных рядов.
Управления внутренней безопасности ДГД по г. Алматы напоминает, что в случае если Вы столкнулись с неправомерными действиями со стороны должностных лиц районных управлений государственных доходов, таможенных постов, службы экономических расследований, а также ДГД по Алматы вы можете обращаться круглосуточно по телефонам «горячей линии»: 8 (727) 2995073 или 8 (707) 4135922.