Строительство, образование, сфера земельных отношений и сельское хозяйство оказались самыми коррумпированными в Казахстане. Как с этим жить — или как это изменить?
За 8 месяцев 2018 года в Казахстане было зарегистрировано 1393 коррупционных преступления, в том числе 761 – факты взяточничества. Об этом сообщает пресс-служба Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции.
Рейтинг коррумпированных сфер таков:
По мнению экономиста Асета Наурызбаева, строительство для контроля всегда было самой сложной сферой. В нем всегда было немало подводных камней, скрытых работ и сложно оценить уже выполненную. И умельцы этим пользуются.
— С другой стороны, если все подряды честно разыгрываются на тендерах, какая там коррупция? Поэтому возникает вопрос к честности их проведения. Но в целом, я считаю, что в госзакупках ситуация у нас становится лучше и лучше. А если подрядчики за свои права боролись бы более открыто, все было бы еще лучше.
Если тендер проведен нечестно, нужно сразу об этом громко говорить
А так многие закрывают глаза, делая хуже себе, — рассказывает экономист.
Что касается сферы образования, по словам депутата мажилиса Ирины Смирновой, сегодня на нее выделяются огромные бюджетные средства. Слыша эту сумму, каждый полагает, что среднее образование должно быть бесплатное. Однако в итоге родители регулярно жалуются на сбор средств.
— Деньги требуют на каждую мелочь, вплоть до приобретения мела и тряпок. Не говоря уже о приобретении тетрадей и учебников. То и дело заходят разговоры о подарках. Вот и создается представление, что это коррумпированная сфера. Нет открытых данных о бюджете, хотя по закону во всех государственных организациях он должен быть в открытом доступе.
В итоге в школах, кроме администрации, никто не знает, на что выделены средства
Хотя сегодня в каждой создан попечительский совет, и он имеет право это знать.
Если средства будут открыто распределяться при участии попечительского совета, и не будет никаких дополнительных сборов, тогда и разговоров о коррупции в образовании будет меньше, — считает Смирнова.
Политолог же Марат Шибутов убежден, что больше всего коррупционных схем сосредоточено в высшем образовании.
— Помогло бы введение сервиса на проверку плагиата в диссертациях
Наряду с этим все диссертации нужно сделать публичными. И если обнаружится плагиат, автора диссертации необходимо лишить степени и запретить преподавать пожизненно. А если среди членов научного совета будет обнаружено больше десяти диссертаций с плагиатом, надо закрывать научный совет. И когда это будет сделано, тогда мы и увидим настоящую борьбу с коррупцией, — говорит он.
Что касается сферы строительства, как отмечает политолог, проблема в том, что многие процедуры в ней не автоматизированы.
— У нас, например, непрозрачна сфера распределения земель.
Не очень понятна сфера контроля: кому-то позволено много лет держать участок и не застраивать, а кому-то нельзя
Градсоветы у нас отсутствуют. Все это внешние факторы, способствующие коррупции. Но есть и внутренние, когда воруют сотрудники в строительных фирмах. И это тоже перерастает в большую проблему, — отмечает Шибутов.
По его словам, в сфере земельных отношений до сих пор нет открытого кадастра.
— Надо, чтобы он был интерактивный, и все знали, кому принадлежат те или иные земли
А в сельском хозяйстве нужно отработать механизм выдачи субсидий, потому что коррупционные схемы задействованы именно там. Его нужно автоматизировать и сделать более прозрачным, — убежден Шибутов.