Для казахов самым большим счастьем является рождение ребенка. Поэтому роженице всегда уделялось особое внимание. Если роды были тяжелыми, в ход шла традиция жарысқазан.
Женщины очень заботливо ухаживали за будущей матерью. Среди запретов, имеющих большую воспитательную роль, есть такие:
Жас босанған ананы түнде суға жіберме (Не посылай молодую роженицу ночью за водой),
Жас жұбайлардың төсегіне отырма (Не садись на постель молодых) и др.
Как только близкие узнавали, что женщина в их семье беременна, все от мала до велика должны были всячески ей помогать и оберегать.
В те времена роды проходили на дому, во время кочевья на жайляу (летнее пастбище) или қыстау (зимовка). Иногда роды принимались и в экстремальных ситуациях. Например, в народном эпосе «Қозы Көрпеш — Баян Сұлу» (Козы Корпеш и красавица Баян), который имеет тысячелетнюю историю, можно прочесть такие строки:
Тар күймеде Баян қыз бір ұл тапқан,
Көрген жан демейтіндей оны да осал.
В тесной повозке сына Баян родила,
Кто видел, не скажет, что она слаба.
Акын Жамбул родился у подножия гор во времена сражения против агрессии Кокандского ханства. В суровую зиму появился на свет Азильхан Нуршаик, писатель, автор книги о Бауыржане Момышулы «Истина и легенда». И подобных случаев в казахской истории немало.
Самая приятная казахская традиция — сүйінші сұрау
С началом схваток в дом роженицы собирались пожилые женщины. Они приносили сладости, баурсаки, курт для шашу (угощение).
В этот период мужчинам запрещалось входить в юрту
На қанат (крылья, решетчатая стена) юрты привязывали аркан, который продевали подмышки роженицы — считалось, что это способствует быстрым родам.
Роженице расплетали косы, снимали с нее пояс или развязывали шнурки на одежде, расстегивали пуговицы. По народным традициям это означало открыть путь младенцу.
Открывали все двери – асадал (шкаф для посуды), сандықтар (сундуки), қаптар (мешки), қоржындар (хурджуны). Поджигали арчу или адыраспан и дымом окуривали помещение, чтобы очистить юрту от потусторонних злых духов, в народе их называли Албасты и Марту. В действительности же окуривание — это процедура гигиенического очищения.
Повитухи четко выполняли свои обязанности. Если голова ребенка лежала неправильно, опытные женщины умело ее поправляли. Чтобы плод появился быстрее, живот роженицы растирали бараньим жиром.
Иногда физически сильная женщина обхватывала роженицу за поясницу и коленом давила сверху вниз по спине до копчика. Зачастую такое действо поручали одному из младших братьев мужа роженицы.
Иностранные врачи, побывавшие в Казахстане в прошлые века и видевшие, как принимаются роды, отмечали, что этот способ полностью себя оправдывает
Если роды были тяжелыми, готовили мясное блюдо қуырдақ. Мясо жарили на медленном огне, при этом постоянно поднимали крышку и ударяли ею по краям казана, издавая шумные звуки. Так
начинался жарыс (соревнование) казана с роженицей. Люди верили, что женщина разродится до того, как будет готова пища
Если роженице было совсем тяжело, считали, что к ней пришла злая Марту в образе женщины с дряхлыми грудями, которая садится на будущую мать и хочет вырвать ее легкие, чтобы выбросить их в озеро.
Казахи считали, что если Марту успеет это сделать, роженица скончается, не приходя в себя. Чтобы предотвратить смерть, женщины вынимали саблю из ножен и махали ею над головой будущей матери. Молодые джигиты гремели оружием снаружи юрты. Если в семье были оставшиеся от героических предков доспехи и оружия, их вносили в юрту и развешивали.
Опытные женщины умели снаружи поворачивать младенца, лежащего в утробе неправильно, либо по ситуации принимали решение кого спасти — мать или ребенка.
В сложных случаях оташы (производящие операцию) руками извлекали ребенка из утробы матери
Все это время на медленном огне готовился қуырдақ. Если все заканчивалось благополучно и на свет появлялся новый человек, всех аульчан приглашали отведать жареное мясо. Семья принимала поздравления и начиналось веселье.
Традиция «Жарысқазан» не забыта и в наше время. Об этом автору статьи рассказал житель города Алматы Курметолла Мухаметханулы.
«В 2013 году родился наш первенец. Тогда мы жили в Алакольском районе Алматинской области. Было послеобеденное время. Супругу в родильный дом увезли утром, часов в 10. С ней была моя сестра, которая время от времени звонила и сообщала, как себя чувствует моя жена.
Моя мать — Кульбан Султанкызы — сказала, что по ее расчетам моя супруга должна разродиться к вечеру. В то время, когда отары возвращаются с пастбища. Она посмотрела на часы и говорит: «Все, прошло время, когда овцы должны возвратиться с полей, надо браться за подготовку проведения жарысқазан».
Мама позвала женщин из соседних домов, они открыли все, что было в доме — тюки, посуду… И как только мясо приготовилось и казан сняли с огня, тут же прозвенел телефонный звонок: «Суюнши, поздравляем! У вас родилась внучка!».
Бибати, моя жена, подарила дочку Аяжан 29 июля 2013 года. Сейчас ей пять лет, растет веселой и любознательной. Она уже пошла в подготовительный класс общеобразовательной школы. Я думаю, что традиция жарысқазан нам очень помогла!»
Автор разговаривал со многими людьми, которые подтвердили, что сами были свидетелями проведения этой традиции.
Жарысқазан – одна из неординарных народных традиций, которая подчеркивает наблюдательность, мудрость народа и даже сегодня занимает особое место.