Многие эксперты и аналитики уверены, что у Казахстана есть все шансы стать логистическим хабом. Уже сейчас объем грузоперевозок увеличивается, а это требует оперативного решения новых проблем.
Для того чтобы использовать этот перспективный шанс, нужна развитая инфраструктура, передовые технологии, блокчейн и электронный документооборот, — считает Владимир Зубков, генеральный секретарь TIACA.
— Удобное географическое положение в сочетании с инициативами
дают возможность выступать не только в качестве пункта доставки и вывоза грузов, но и в качестве так называемого хаба
Хаб представляет собой крупный портал, предназначенный для хранения и обработки груза в больших объемах. Товары здесь складируются и перераспределяются для доставки в другие регионы и страны, — разъясняет Зубков.
Дмитрий Попов, зампредседателя Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию РК, отмечает, что ежегодно реализуется ряд мероприятий, ориентированных на создание условий безопасного, экономического и конкурентоспособного рынка перевозок.
— За последние десять лет в транспортную отрасль было инвестировано более 30 млрд долларов
Кроме того,
Все эти работы проведены для того, чтобы привлечь клиентов и игроков рынка, — говорит Попов.
Канат Альмагамбетов, генеральный директор ОЮЛ «Союз транспортных и логистических организаций и ассоциаций «KAZLOGISTICS», отмечает, что улучшение инфраструктуры логистической отрасли в Казахстане хоть и наблюдается, но не отменяет имеющихся проблем.
Первая из них — отсутствие прогнозов по объемам грузопотока.
Из-за того что таких прогнозов на ближайшие 3-5 лет нет, иногда возникает дефицит вагонов,
особенно в период, когда они слишком востребованы. Соответственно, нужно закупить новые. Казалось бы, задача выполнимая, но осуществить ее при отсутствии маркетинга и плана развития — это неправильное решение. Потому что, например,
сегодня вагонов дефицит, а завтра профицит. Но в последние пару лет острая нехватка наблюдается в течение всех сезонов
Так что это уже хроническая болезнь. Дефицит вагонов сегодня — это основной сдерживающий фактор для развития как крупных предприятий, так и МСБ, — полагает Альмагамбетов.
Чтобы удовлетворять потребности рынка, необходимо решить вопрос оперативной доставки грузов, а значит встает вопрос скорости.
— Казалось бы, построили новые железнодорожные пути, но скорость что на них, что на старых составляет всего 90 км/в час.
Тем временем в Китае грузовые поезда идут со скоростью от 120 до 160 км/час
Нам бы сейчас установить скорость в 120 км — это было бы уже большим прорывом.
Благодаря увеличению скорости мы станем гораздо привлекательнее для китайского и европейского бизнеса
Но для этого нужны инновационные вагоны, которые, помимо повышения скорости, позволяют повысить грузоподъемность.
В последние годы Россия производит отличные вагоны. В 2011 году Казахстан закупил у КНР 8000 вагонов, которые сегодня выполняют основную долю перевозок.
Государство, вкладывая в строительство инфраструктуры, не выводит сервис на нужный уровень,
который сегодня требует рынок. Если бы была предсказуемость передвижения груза, его регулярность, бизнес бы стабилизировался.
А когда вместо пяти дней груз доставляется за девять — это больно бьет по нашей репутации,
— поясняет эксперт. По его словам, Казахстану нужна комплексная программа развития. «Это должна быть нулевая ставка на ввоз инновационных вагонов, уменьшение тарифа за порожний пробег таких вагонов», — отмечает Канат Альмагамбетов.
Что касается автодорог, как отмечает Альмагамбетов, бизнесу не хватает кемпингов и заправок.
Смущает предпринимателей и постоянный контроль, который препятствует передвижению
В отличие от железнодорожных перевозок автоперевозки более предсказуемы. Главное, иметь нужный перечень документов, чтобы без всяких проволочек пройти границу.
— Каждое государство старается развивать все виды перевозок. Китай в рамках программы «Один пояс — Один путь» готов возить грузы не только через море, но и по железной дороге, и автобанам. Однако для этого необходимо создать все условия.
Китайское правительство субсидирует перевозки, тем самым покрывая расходы, перевозчиков и грузоотправителей. Наша программа «Нурлы жол» нацелена на привлечение китайского транзита по автомобильным маршрутам.
И все же, если смотреть глобально, ж/д перевозки для нас более привлекательны
Альтернативы железной дороге на большие расстояния нет. Потому что даже при наличии большегрузных современных автомобилей и хороших дорог никто не отменял понятие рабочего времени водителя. Ведь погодные условия, задержки на отдых и ночлег в совокупности весьма существенны. А железнодорожный состав идет круглосуточно, невзирая ни на что, — отмечает он.
По мнению Альмагамбетова, Казахстану нужно создать отдельное министерство транспорта, тогда решение многих проблем могло бы быть более оперативными. Оно также занялось бы корректировкой законодательства.
Это необходимо, в частности, при захватах и незаконной эксплуатации чужих вагонов для дополнительных перевозок
на территории соседних государств. Ведь из-за этого собственники вагонов сегодня теряют деньги, так как собственные нередко получают не вовремя.
— Зачастую в случаях незаконных захватов вагонов железнодорожная администрация «умывает руки»,
снимая с себя ответственность. Вот с российскими вагонами такого произойти не может — там жесткая политика. У них в законе прописано, что если вагон был использован без ведома собственника, на «захватчика» накладываются большие штрафные санкции, — подмечает он.
Время — деньги, и это не просто затертая фраза, а реалии сегодняшних дней. Кто не успел, тот потерял. А потому вопросы, стоящие перед грузоперевозчиками, нужно решать быстро и оперативно, учитывая потребности игроков рынка.