Казахстану не стоит полагаться на природные богатства, а уже сейчас создавать собственные инновационные технологии и экспортировать их в другие страны. Только так можно из развивающейся страны стать высокоразвитой.
Эта страна в пять раз больше территории Франции, плотность населения всего 6 человек на 1 кв. км. Можно пройти тысячи километров по безграничным степям и не встретить ни одного поселения. Эта страна — Казахстан, крупнейшая республика Центральной Азии.
70% ВВП Казахстана — доходы от продажи полезных ископаемых, таких как нефть, газ и уголь. Благодаря этому жить здесь довольно неплохо, пишет портал TNW.
По результатам рейтинга Всемирного Банка Doing Business, Казахстан занял 41 место. А по ВВП в общерегиональном масштабе он уступает только России. Однако такой рост экономики носит временный характер.
Как показывает опыт, зависимость от природных ресурсов уже разрушила экономику нескольких государств
Например, Аргентину в XIX веке или Советский Союз в XX веке. В настоящее время подобные риски развала экономики грозят еще нескольким десяткам стран.
Если цены на нефть упадут, только экономика высокоразвитых стран, таких как США или Норвегии, сможет выстоять
Эти государства имеют финансовый резерв, который позволит им безбедно прожить 10-20 лет.
Параллельно развитые государства смогут переориентировать свою экономику и приспособиться к новым реалиям.
А вот в бедных странах, таких как Венесуэла, кризис наступит незамедлительно
Правительства развивающихся стран соперничают друг с другом в попытках создать собственные парки инновационных технологий. Они намерены развивать зарубежные инновации, тем самым открывая свои границы для Uber, Airbnb и других глобальных компаний.
Однако многие упускают из виду тот факт, что инновационные процессы или новые способы производства старых продуктов часто приводят к ценовой конкуренции, влияют на заработную плату и в итоге приводят к еще большему кризису.
Например, администраторы грузинских отелей вероятнее всего попросят вас отменить резервирование на Booking.com, поскольку не хотят платить комиссионные. Ведь сумма комиссии зачастую соразмерна прибыли отеля.
На Украине после серии скандалов Uber превратился в обычное такси. Люди могут заказать машину по телефону и оплатить услуги наличными.
В книге «Как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными» автор Эрик Райнерт пишет: «При использовании новых технологий существуют кассовые аппараты с рисунками на кнопках, так что кассиру в закусочной даже не обязательно уметь читать и писать».
В результате работодатели могут нанимать неграмотных кассиров и платить им более низкую зарплату, в то время как квалифицированные сотрудники вряд ли найдут работу, потому что
они все еще живут в развивающейся стране с низким спросом на профессионалов
Мало того, что развивающиеся страны используют свои собственные ресурсы неэффективно при рекордно низком уровне занятости, так еще и
новые технологии могут привести к меньшему количеству рабочих мест для квалифицированных специалистов
Другими словами,
импорт западных know how только увеличивает пропасть между технологически развитыми и развивающимися странами
С другой стороны, экспорт технологий в технологически развитые страны позволит в будущем создавать и экспортировать собственные информационно-технологические продукты, а не экспортировать нефть, газ и другие природные ресурсы.
В Казахстане, вместо того чтобы импортировать западные решения, уже начали самостоятельно решать свои внутренние проблемы.
Основой для этого стала госпрограмма «Цифровой Казахстан»
С 2017 по 2021 годы правительство инвестирует минимум 1 миллиард долларов в развитие технологий для содействия цифровым преобразованиям в стране. Средства пойдут
Недостаточно внедрить технологии. Наряду с внедрением онлайн-курсов по основам программирования Coursera или edX люди в отдаленных районах должны иметь доступ к интернету.
Через три года Казахтелеком планирует проложить 20 тыс. км волоконно-оптических линий и охватить 1 249 аулов, население которых составляет чуть более 500 человек.
Широкополосный доступ и 5G откроют дорогу для смежных технологий, таких как финансовые технологии, интернет-магазины и др. Удаленные регионы смогут размещать центры обработки данных для разработки криптовалютных систем.
Новые технологии могут одновременно создать спрос на квалифицированную рабочую силу и привести к его снижению. Строительство дорог и запуск проекта вакуумного поезда «Гиперпетля» не решают транспортных проблем. Также как и покупка 10 тысяч высокотехнологичных тракторов от Джона Дира не поможет повысить производительность сельского хозяйства.
Сначала нужно решить, как все эти высокие технологии будут коммуницировать и с помощью какой платформы.
С этой целью Казахтелеком запустил сеть M2M (межмашинное взаимодействие), основанную на отечественной платформе. Сеть охватывает 72% территории Казахстана и 100 тыс. км дорог. Это один из самых высоких показателей в мире.
Технологии не должны увеличивать разрыв между развитыми и неразвитыми отраслями, а напротив, сводить его к минимуму
Нет смысла разрабатывать новые нефтяные месторождения, в то время как старые работают вполовину собственной эффективности. Для развивающихся стран инновация не означает владение проектом «Гиперпетля» и его эффективной работы в течение пяти лет.
Прежде всего им необходимо цифровое преобразование своих ключевых отраслей и создание инфраструктуры до внедрения их собственной версии Airbnb и Tesla.
Не стоит следовать по пути неблагополучных государств. Нужно создавать собственные технологии.
Оригинал статьи на английском языке — здесь.