Предложение угля в Казахстане растет, как и объемы его перевозок. Нет ни ажиотажного спроса, ни дефицита предложения, но цена на твердое топливо местами доходит до 17 тысяч тенге за тонну. По заверениям чиновников, цены уже сейчас начали задирать посредники, а повлиять на них нельзя.
В январе-мае 2018 года Казахстан продал за рубеж 8,6 млн тонн угля и почти 1,1 млн тонн лигнита (данные комитета по статистике и комитета госдоходов). Экспорт принес производителям около 135,2 млн долларов. Это намного меньше показателей за аналогичный период 2017: объем продаж угля упал на четверть (с 11,3 млн тонн), лигнита – на 5,5% (с 1,15 млн тонн).
Доходы упали гораздо сильнее, поскольку помимо снижения физических поставок сказалось и снижение цен на сырье.
Как итог,
общий экспорт по двум позициям за год снизился более чем на 100 млн долларов – с 238,8 до 135,2 млн
Главная причина – сокращение поставок в Россию, куда и уходит большая часть казахстанского экспортного угля. По итогам пяти месяцев в РФ было продано 7,3 млн тонн угля (-1,1 млн по сравнению с аналогичным периодом 2017 ) на общую сумму 85,6 млн долларов (-35,4 млн), лигнита – 702,1 тыс. тонн (-218,4 тыс) на 5,8 млн долларов (-3,7 млн).
Вторая причина сокращения экспорта –снижение поставок в Финляндию в 2,5 раза (с 1,56 до 0,6 млн тонн), что привело к снижению объема торговли с 23,9 до 10,3 млн долларов.
Также снизились продажи в Швейцарию, Кыргызстан и на Украину
Одновременно с этим вырос импорт из России. За пять месяцев 2018 Казахстан закупил в РФ 178,3 тыс. тонн угля на общую сумму 25,3 млн долларов. Годом ранее импорт составил 70,5 тыс. тонн и 10,5 млн долларов. Таким образом,
доля российского угля на казахстанском рынке растет, хотя и остается незначительной
Снижение экспорта и рост импорта произошло на фоне роста внутреннего производства. По данным комитета по статистике,
в 1 полугодии 2018 в Казахстане было добыто более 52,9 млн тонн угля – это наибольший показатель за последние 6 лет
По сравнению я январем-июнем 2017 добыча выросла на 5,4%. Если сравнивать с 2016 годом – на 23,2%.
Таким образом,
угля в Казахстане добывается все больше, но за рубеж продается все меньше
Соответственно, предложение на внутреннем рынке должно расти, а значит, спрос со стороны населения должен быть удовлетворен.
По данным АО «КТЖ-Грузовые перевозки», только в мае-июле по железной дороге перевезено более 2 млн тонн угля, что на 35% больше, чем за аналогичный период 2017.
В июне объем перевозок составил 850 тыс. тонн – на 75% выше показателей 2017 года
«За три последних месяца этого года для населения и коммунальных нужд Акмолинской области доставлено около 300 тыс. тонн твердого топлива, что на 126 тыс. тонн больше, чем в минувшем году, Восточно-Казахстанской – 244 тыс. тонн (рост на 124 тыс. тонн), Алматинской – 456 тыс. тонн (рост на 194 тыс. тонны).
Значительно превышают показатели поставки угля в Карагандинскую и Южно-Казахстанскую области по сравнению с аналогичным периодом 2017 года», — отмечают в пресс-службе компании.
При этом тариф в летний период на перевозку угля по железной дороге не повышался. Так, стоимость перевозки одной тонны угля по маршруту
Таким образом,
создаются условия для того чтобы население запасалось углем уже сейчас, не дожидаясь осени
Но это не всем по карману даже задолго до начала отопительного сезона.
По данным комитета по статистике, за 7 месяцев 2017 года стоимость твердого топлива в республике выросла на 0,7%, но годовой рост цен (к июлю 2017 года) составил 14,9%, при том что инфляция за последние 12 месяцев составила 5,9%. Таким образом,
уголь за последний год дорожает в 2,5 раза быстрее, чем остальные товары и услуги
Основной скачок произошел осенью 2017 – раннее похолодание привело к резкому росту спроса. На ажиотаже больше всего заработали перекупщики – из официальных комментариев выходит, что именно посредники искусственно завышали цены.
Ситуация становилась предметом разбирательств на самом высоком уровне, и чиновники в очередной раз пообещали принять меры, чтобы ситуация не повторилась вновь.
А она, похоже, уже повторяется. Причем цены начали расти задолго до начала отопительного сезона. По данным Устинка live, в районах Восточно-Казахстанской области уже сейчас цена за тонну доходит до 17 тысяч тенге (цена в областном центре – 8 800 тенге, в Семее – 7 200 тенге).
При этом чиновники признают, что дело не в ограниченном предложении.
— Перекупщики, приобретая топливо по сниженной цене, реализуют его в регионах по индивидуальной ставке.
Мы не имеем полномочий регулировать стоимость угля в регионах. Цены устанавливают сами бизнесмены,
— цитирует издание руководителя отдела энергетики Управления ЖКХ ВКО Нурлана Рамазанова. — Что касается дефицита угля, он может возникнуть только в осенний период.
Подобная ситуация складывается и в некоторых других регионах Казахстана: пока цены растут преимущественно в отдаленных районах, тогда как в областных центрах и крупных городах они находятся под контролем (что отчасти и влияет на статистические показатели инфляции).
Таким образом, на данный момент складывается следующая ситуация: угля много, его отгрузка и доставка осуществляется быстрее и в больших объемах, нет ни ажиотажа, ни дефицита, но потребители платят за твердое топливо все больше.
Главная причина в том, что государство так и не нашло способ повлиять на посредников,
которые, судя по всему, вновь готовятся неплохо заработать на подготовке к отопительному сезону.