Собирается ли государство противодействовать излишней религиозности населения?
Эксперты отмечают, что в нашем обществе серьезно и постоянно растет интерес к религиозным традициям. Государство в свою очередь пытается как-то его обуздать, поскольку у нас все-таки страна светская. Например, на днях
в Шымкенте собрались разбираться, сколько мечетей «построено незаконно» и, возможно, таковые снести
Мечетей там за последние три года построено немало, а разрешение получено только на восемь — по крайней мере, так утверждали чиновники. Правда, акцент делали все-таки на соблюдение законности, а не секуляризацию.
Но запретительных мер для сохранения светскости недостаточно. Кроме всего прочего, нужно понять, почему религия наступает и чем это вообще может закончиться.
Политолог Максим Казначеев обращает внимание, что религиозность в первую очередь растет в молодежной среде.
— Ситуация здесь продолжает ухудшаться, за все время так и не удалось преодолеть повышения значимости религиозных факторов, — сказал он.
«Бородатые» мобильники. В чем их секрет?
Характеризуется это тем, что все больше сограждан (и в частности молодежи) идентифицируют себя именно по религиозным признакам. То есть говорят «я мусульманин» (или представитель любой другой религии). По словам эксперта, эту тенденцию регулярно отмечают социологи. Причем не представители какой-то одной службы, а совершенно разные социологические агентства.
— Так что в целом желание властей сокращать религиозность понятна. Причем оно стало заметно примерно еще в 2012-2014 годах. И постепенно становилось ясно, что
если мы хотим сохранить светское государство — работу останавливать нельзя,
— сказал Казначеев.
Не исключено, что возможный снос незаконно построенных мечетей в Туркестанской области вызван как раз этими соображениями. Хотя делать серьезные выводы на примере отдельно взятой области, по мнению политолога, все-таки не следует.
При этом объективно оценить ситуацию со всех сторон сейчас сложно, считает эксперт. Трудно определить, в каких сферах она улучшается, а в каких ухудшается. Однако что оставляет желать лучшего — это точно.
— Проблема в том, что сегодня государство в значительной степени просто имитирует бурную деятельность в этой сфере и
не вникает в суть процессов и причин,
— посетовал политолог.
То есть не видно вдумчивых попыток изучения, с чем все-таки связан рост привлекательности именно религиозной идентичности.
Вопросы веры: что ждет религию в Казахстане?
— Можно даже ознакомиться с исследованиями на эту тему в других центральноазиатских государствах. Например,
когда начинаются проблемы с социальным равенством, наиболее незащищенные слои населения идут в религию,
— сказал Казначеев.
Причем в других странах региона эта тенденция возникла довольно давно — примерно с конца девяностых. До Казахстана дошла в последние лет пять-шесть —
и как раз в связи с ухудшением экономического и социального положения
На вопрос, есть ли в мировой практике зарекомендовавшие себя рецепты противодействия излишней религиозности населения, политолог ответил, что они весьма специфические. И насколько удобны для Казахстана — непонятно.
— Например, иногда власти предпочитают не бороться, а возглавить этот процесс. Наиболее яркий пример — Турция. Примерно с середины нулевых годов тогда еще премьер-министр Турции Эрдоган взял курс на сворачивание светского кемализма. Но проблема в том, что
конфликта между религиозной и светской частями общества это не снимает. Хотя и отчасти сглаживает противоречия между бедными и богатыми,
— считает Казначеев.
Начнет ли Эрдоган «войну креста и полумесяца»?
Так что стопроцентно удовлетворительных рецептов пока еще никто в мире не дал.
Но в целом ситуацию в Казахстане напряженной называть еще нельзя, говорит политолог. Критическая масса не достигнута и
условий для превращения светского общества в религиозное нет. Но они уже вызревают
Политолог Замир Каражанов, наоборот, считает, что государство уделяет этому вопросу очень большое внимание. Особенно в последнее время, видимо
в связи с активизацией деструктивных религиозных течений по всему миру
— Бороться с разного рода радикальными движениями начали у нас давно, а в последние пару лет процесс усилился. Для этого, с одной стороны, усиливают авторитет традиционного ислама и
одновременно последовательно работают на укрепление светскости государства,
— сказал Каражанов.
Что толкает казахстанцев к джихаду? — эксперты
И хотя политолог признает, что число религиозно настроенных сограждан в стране растет, он не считает, что будут далеко идущие последствия.
Критерием оценки он называет стабильность в обществе.
— Сейчас у нас нет никакой межнациональной или межрелигиозной напряженности
Был момент, когда на западе Казахстана произошел некий всплеск, но сегодня уже все наладилось. Наша страна на фоне того, что происходит в других, выглядит оазисом стабильности, — сказал Каражанов.
И даже если появляются некие проблемы (например, те же незаконно строящиеся мечети), власти реагируют вполне оперативно, считает политолог.