Нур-Султан
Сейчас
9
Завтра
4
USD
429
+2.03
EUR
500
+3.00
RUB
5.44
-0.06

Распродать запасы: что даст Казахстану запрет на импорт бензина

701

Впервые о планах минэнерго запретить импорт бензина из России стало известно в конце мая 2018 года, когда соответствующий проект появился на портале электронного правительства. Главная причина такого решения – профицит ГСМ. Отечественные нефтеперерабатывающие заводы производят его больше, чем нужно внутреннему рынку.

Заливать некуда

В 2018 году производство бензина в Казахстане действительно намного выше, чем ранее. Для примера: средний объем производства

  • в 2016 году составлял 245,8 тыс. тонн в месяц,
  • в 2017 году – 256,1 тыс. тонн,
  • в январе-июле 2018 года – уже 303,3 тыс. тонн.

За предыдущие два года производство выше 288 тыс. тонн было достигнуто лишь в трех месяцах, в нынешнем – 6 из 7 раз. Июльские показатели вообще побили все рекорды – 361,4 тыс. тонн бензина, что на 20,4% больше, чем годом ранее.

Спрос на топливо при этом остается стабильным, то есть значительно не меняется. Как итог – растет объем запасов.

«Такое решение было принято и связано с тем, что у нас переизбыток 92-го бензина на рынке. Потребители, в принципе, по цене ощущают. Она не растет и даже ниже уровня января-декабря 2017 года, – сообщил вице-министр энергетики РК Болат Акчулаков. — Сегодня в стране сформированы огромные запасы — более 300 тысяч тонн, это почти 30-дневный запас».

Ранее Канат Бозумбаев говорил о том, что при сохранении действующих тенденций

к октябрю объем запасов превысит 600 тыс. тонн, и хранить его просто будет негде

Варианты с экспортом еще только прорабатываются, хотя, например, случаи продажи в Россию уже есть. За первое полугодие туда было экспортировано 1,3 тыс. тонн бензина на сумму 651 тыс. долларов (данные Комитета по статистике).

Инфляция сбавляет темпы, бензин дешевеет

Помимо насыщения внутреннего рынка, отечественные НПЗ фактически избавляются от конкурентов на трехмесячный срок – а это дополнительные десятки миллионов долларов. В первом полугодии из РФ по запрещенным отныне номенклатурным кодам (которые, к слову, относятся не только к автомобильному, но и к авиационному топливу) было импортировано 367,7 тыс. тонн топлива на 186,7 млн долларов.

Защита от высоких цен

Запрет на импорт бензина из России совпал с его резким подорожанием в РФ. По данным РБК, за неделю торгов, с 10 по 17 августа, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) оптовые цены выросли на

  • АИ-92 — на 6,72% (до 46,137 тыс. руб. за тонну),
  • АИ-95 — на 7,4% (до 49,4 тыс. руб.).

Главной причиной роста оптовых цен называется сокращение производства (на плановый ремонт выходят пять НПЗ). Это уже привело к сокращению предложения («10 августа на СПбМТСБ было продано 19,39 тыс. т бензина АИ-92, а 17 августа — лишь 14,9 тыс. т. Объем продаж АИ-95 снизился в 1,5 раза — с 8,7 до 6 тыс. тонн», — пишет РБК).

Вторая причина – ослабление рубля. В результате экспорт нефти и нефтепродуктов стал более выгодным, чем реализация на внутреннем рынке.

Подобной резкий рост оптовых цен происходит в России второй раз за год. Впервые это случилось в мае (к слову, тогда же был опубликован проект о временном запрете экспорта бензина из РФ в Казахстан) и правительству пришлось принимать экстренные меры:

  • снижать акцизы (на 2-3 рубля за литр),
  • обязать нефтяников продавать больше сырья на внутреннем рынке,
  • заморозить цены на АЗС.

Помогло это лишь на несколько месяцев.

Не исключено, что теперь ситуация изменится. Россияне, испытывающие нехватку бензина, не могут продавать его в Казахстан. Зато отечественные производители, у которых запасов больше, чем нужно, могут направить составы на север (запрета на это нет) и заработать на скачке цен в РФ.

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter