Импорт бензина из России осенью 2018 года запрещен – соответствующий приказ подписан министерством энергетики. Это хороший шанс для отечественных производителей распродать свои запасы и потеснить иностранных конкурентов. А заодно и возможность выйти на зарубежные рынки.
Событие, к которому казахстанский рынок готовился как минимум с мая, наконец свершилось: республика запрещает импорт российского бензина. Министр энергетики Канат Бозумбаев подписал приказ «О некоторых вопросах поставок нефтепродуктов в Республику Казахстан из Российской Федерации». В частности, вводится запрет на ввоз бензина ж/д транспортом на трехмесячный срок.
Впервые о планах минэнерго запретить импорт бензина из России стало известно в конце мая 2018 года, когда соответствующий проект появился на портале электронного правительства. Главная причина такого решения – профицит ГСМ. Отечественные нефтеперерабатывающие заводы производят его больше, чем нужно внутреннему рынку.
В 2018 году производство бензина в Казахстане действительно намного выше, чем ранее. Для примера: средний объем производства
За предыдущие два года производство выше 288 тыс. тонн было достигнуто лишь в трех месяцах, в нынешнем – 6 из 7 раз. Июльские показатели вообще побили все рекорды – 361,4 тыс. тонн бензина, что на 20,4% больше, чем годом ранее.
Спрос на топливо при этом остается стабильным, то есть значительно не меняется. Как итог – растет объем запасов.
«Такое решение было принято и связано с тем, что у нас переизбыток 92-го бензина на рынке. Потребители, в принципе, по цене ощущают. Она не растет и даже ниже уровня января-декабря 2017 года, – сообщил вице-министр энергетики РК Болат Акчулаков. — Сегодня в стране сформированы огромные запасы — более 300 тысяч тонн, это почти 30-дневный запас».
Ранее Канат Бозумбаев говорил о том, что при сохранении действующих тенденций
к октябрю объем запасов превысит 600 тыс. тонн, и хранить его просто будет негде
Варианты с экспортом еще только прорабатываются, хотя, например, случаи продажи в Россию уже есть. За первое полугодие туда было экспортировано 1,3 тыс. тонн бензина на сумму 651 тыс. долларов (данные Комитета по статистике).
Инфляция сбавляет темпы, бензин дешевеет
Помимо насыщения внутреннего рынка, отечественные НПЗ фактически избавляются от конкурентов на трехмесячный срок – а это дополнительные десятки миллионов долларов. В первом полугодии из РФ по запрещенным отныне номенклатурным кодам (которые, к слову, относятся не только к автомобильному, но и к авиационному топливу) было импортировано 367,7 тыс. тонн топлива на 186,7 млн долларов.
Запрет на импорт бензина из России совпал с его резким подорожанием в РФ. По данным РБК, за неделю торгов, с 10 по 17 августа, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) оптовые цены выросли на
Главной причиной роста оптовых цен называется сокращение производства (на плановый ремонт выходят пять НПЗ). Это уже привело к сокращению предложения («10 августа на СПбМТСБ было продано 19,39 тыс. т бензина АИ-92, а 17 августа — лишь 14,9 тыс. т. Объем продаж АИ-95 снизился в 1,5 раза — с 8,7 до 6 тыс. тонн», — пишет РБК).
Вторая причина – ослабление рубля. В результате экспорт нефти и нефтепродуктов стал более выгодным, чем реализация на внутреннем рынке.
Подобной резкий рост оптовых цен происходит в России второй раз за год. Впервые это случилось в мае (к слову, тогда же был опубликован проект о временном запрете экспорта бензина из РФ в Казахстан) и правительству пришлось принимать экстренные меры:
Помогло это лишь на несколько месяцев.
Не исключено, что теперь ситуация изменится. Россияне, испытывающие нехватку бензина, не могут продавать его в Казахстан. Зато отечественные производители, у которых запасов больше, чем нужно, могут направить составы на север (запрета на это нет) и заработать на скачке цен в РФ.