Марат Шибутов рассказывает о том, чего удалось и чего не удалось добиться общественному совету Алматы. И каких нервов это стоит.
К работе общественных советов в самом обществе относятся по-разному. Кто-то считает это очередным этапом становления демократии, а кто-то — бесполезной тратой времени. Марат Шибутов, член общественного совета Алматы уверен, что пользы они могут принести на самом деле немало. Нужно просто заставить себя слушать.
— Марат, насколько сама идея общественных советов была хороша? Кажется, советчиков и без них хватает?
— Как раз наоборот — не хватает. Основные советчики у нас иностранные: банки развития, МВФ, ОЭСР и тому подобные. Но как они советуют? В основном в соответствии с собственными стандартами. А нужно, чтобы учитывались наши собственные реалии, чтобы советы шли от населения. Но к самому населению очень мало прислушиваются. Поэтому и возник проект общественных советов. Считаю, что это одно из действительно реальных демократических преобразований в государстве.
— А теперь к его мнению прислушиваются? Вообще, многие ли рекомендации советов принимаются к действию? Может быть есть какая-то статистика в процентах?
— Конечно, прислушиваются. К сожалению, сейчас в процентах сказать не могу. Но вот практически самый последний случай — рекомендации по модернизации МВД. Из того, что мы говорили, многое потихоньку уже делается.
О рекомендациях по этому поводу Марат Шибутов ранее отписывался в Facebook. Предлагали, в частности, следующее:
1. Провести проверку деятельности ДВД Алматы и в особенности подразделений, отвечающих за расследование имущественных преступлений, межведомственной группой.
2. Провести проверку работы управления собственной безопасности ДВД Алматы. Прикомандировать сотрудников КНБ, Генеральной прокуратуры, Национального бюро по противодействию коррупции в состав управления собственной безопасности для обеспечения эффективной работы данного подразделения.
3. Поставить вопрос о служебном соответствии руководства подразделений ДВД Алматы, занимающихся раскрытием и расследованием имущественных преступлений.
4. Разработать и осуществить специальный план по городу Алматы по борьбе с квартирными кражами, кражами автозапчастей, сотовых телефонов и ювелирных изделий, с наказанием преступных группировок, занимающихся кражами, скупкой и реализацией краденого.
5. Внедрить в городе систему видеонаблюдения, позволяющую контролировать безопасность общественных пространств.
6. Поставить вопрос о разделении дорожной полиции и патрульной службы, так как при объединении основной функцией их стало не раскрытие преступлений и общественная безопасность, а регулирование дорожного движения.
7. Регулирование дорожного движения в основном производить за счет автоматических камер и фоторадарных комплексов, перенаправив личный состав на борьбу с преступностью.
Генеральная прокуратура, по словам Шибутова, приняла рекомендации к сведению и ответила, что будет их использовать при контроле ДВД. КНБ перенаправил все на уровень городского департамента. Но заявил, что департамент будет работать с ДВД, «чтобы те стали лучше».
4 вещи, которые жизненно необходимы Алматы — Шибутов
Позже всех пришел ответ из МВД, потому что там проводили служебную проверку и другие действия. В общем, что-то они сделали, что-то будут делать, а что-то не будут.
— Не так давно к нам обратился эколог Мэлс Елеусизов по поводу демонтажа трамвайных путей и закрытия трамвайного депо. Конечно, убрали трамваи еще в 2016 году, но тут важно ответить человеку, который к нам пришел.
Мы сделали запрос в управление транспорта, чтобы узнать, сколько стоил демонтаж путей и сколько стоило имущество трамвайного депо. Там мне пришлось объяснять трем разным исполнителям, что нам нужно. Но в результате добились того, чего хотели. Выяснилось, что демонтаж стоил 236,3 млн тенге, а имущество — 242,3 миллиона тенге. То есть
демонтаж окупился за счет продажи старых вагонов, рельсов и металлолома
Теперь будем ждать строительства ЛРТ, — написал тогда Шибутов в Facebook.
— Много ли проблем возникает в работе?
— Самая большая проблема — постоянный прессинг со всех сторон. Мы оказываемся для всех плохие.
Для акимата плохие, потому что критикуем, а для населения — потому что они априори считают, что все такие
Так что даже постоянно возникает желание вообще ничего не делать. Но мы уже привыкли и как-то держимся.
— А население вас как прессинговать умудряется? В социальных сетях?
— И в соцсетях тоже. Хотя вообще
максимум, что может сделать основная часть населения — это написать в Facebook
Но если много постить — например, какой нехороший у нас КНБ, то в один прекрасный день к тебе могут постучаться в дверь и вручить повестку. А критиковать Общественный совет — это на самом деле очень безопасно. Ты будешь весь в белом и считаться активистом. Хотя на самом деле у нас с гражданской активностью и самостоятельностью все очень грустно. Большинство активистов — пенсионеры, а с остальными можно делать все, что угодно.
— Тогда как выглядит прессинг акимата?
— А они просто постоянно ходят жаловаться на нас акиму за критику. Правда,
аким их посылает… обратно к нам
И говорит, что если вы не можете договориться с общественным советом, как вы будете держать отчет перед населением?
— Тем не менее, создается впечатление, что нынешним советам для полноценной работы чего-то не хватает. Может быть полномочий? Или наоборот — их самих контролировать нужно?
— Если где-то общественный совет плохо работает, тому есть две причины. Первая — аким, который не понимает, как он вообще должен функционировать. А вторая — что в самом совете оказались люди, которые не могут заставить себя слушать. Тогда нужно просто регулярно менять состав общественных советов, чтобы он был более эффективный. У нас в первоначальном составе был 31 общественник — сейчас из того состава осталось 19 человек. И вот если ротация будет постоянной, все будет хорошо.
— Знакомы ли с работой советов в других городах? Можете сказать, как они работают там?
— Вообще-то постоянно изучаем их эффективность. Но не буду ничего говорить конкретно, желающие сами могут погуглить, какие из 226 общественных советов упоминаются, и сразу все поймут. Некоторые даже не сдают положенную отчетность.