В минувшую субботу Николас Мадуро пережил покушение на собственную жизнь: лидера страны попытались убить с помощью нескольких дронов со взрывчаткой. В атаке глава страны обвинил руководство соседней Колумбии. Кто же может стоять за покушением на Мадуро? Своим мнением поделятся эксперты.
Способ нападения был выбран технологичный. К трибуне на проспекте Боливара, где находился Мадуро, были направлены несколько летательных аппаратов со взрывчатым веществом.
После покушения
генпрокурор Тарек Уильям Сааб не исключил возможности того, что оно было спланировано за пределами Венесуэлы
Профессор СПбГУ Лазарь Хейфец и автор книги «Уго Чавес» Константин Сапожников (Нил Никандров) в интервью Sputnik выразили несколько противоположные точки зрения на происходящее.
— Как вы думаете, кто может стоять за этим покушением? Есть ли какие-то внешние авторы, которым было бы выгодно произошедшее?
Момент покушения на президента Венесуэлы попал на видео
Сапожников: Все экономические блокады привели к нулю, с его правительством не могут ничего сделать экономически,
режим хоть и шатается, но, я думаю, основные сражения еще впереди
Считаю, что в конечном итоге Мадуро победит. Схема атак с аппаратами (дронами) очень напоминает то, что практикуется в Сирии: атаки на российские базы и т. д. Это схема понятная, и для того чтобы ее организовать, нужна очень мощная инфраструктура и подготовленные кадры.
Конечно, эти беспилотники могут продаваться, но они оборудованы не настолько профессионально и снаряжены не таким мощным взрывчатым веществом, что речь не может идти о радикальных оппозиционерах. Наверняка, это все было спланировано и подготовлено.
Здесь есть координатор, профессионалы и то, что произошло в празднование 81-го юбилея Нацгвардии Венесуэлы, тоже не простая случайность. Все было очень точно подготовлено и рассчитано на подготовку к перевороту в стране.
Но его не будет, потому что правительство Мадуро контролирует ситуацию
Хейфец: Режимом Мадуро недовольны не только в Латинской Америке, поэтому желающих избавиться от него много. Но это не значит, что избавиться от него хотят силовыми методами.
Я думаю, что
Сааб имел в виду венесуэльскую оппозицию, которая базируется во Флориде в Майами
В таком деле как террористический акт гадать на кофейной гуще — довольно непродуктивный метод: нужны точные факты.
Есть организация, которая взяла на себя ответственность, — Фланелевые солдаты
Они уже совершали подобные акты, такие как атака на вертолет, правительственные здания. Их лидер — экс-полицейский Оскар Перес — погиб недавно в столкновении с правоохранительными органами. Я с опаской отношусь к информации в интернете. Любой человек, выложивший какую-то информацию в Сети, уже организация?
Фланелевые солдаты могли совершить акт против Мадуро, но где тому доказательства?
— Как вы думаете, могли ли США стоять за покушением?
Сапожников: Да, конечно. Потому что главный противник сейчас в регионе у Венесуэлы — это США. Вашингтон много что планировал и предпринимал в Венесуэле, в том числе и экономическое удушение, пятую колонну, но все это не давало нужных результатов. Но вот, видимо, решили радикально со всем этим покончить.
После этого, как следствие, внутренняя борьба и оппозиция вышли бы на первый план. Я думаю, расчет был именно на это
То, что власти Венесуэлы это допустили, показывает, что есть определенные сложности в силовых структурах страны. Я думаю, все произошедшее является очень серьезным сигналом для Мадуро. И с его стороны будет жесткая реакция. Я считаю, что теракт был совершен с территории Колумбии, которая сейчас для Венесуэлы считается региональным врагом номер один.
Американцы делают работу через Колумбию, может и колумбийские специалисты участвовали в этом деле.
Но главный организатор, вдохновитель и финансист — это, конечно, США
Хейфец: Мы имеем право рассуждать таким образом, но в любом случае нужны доказательства. Все заявления здесь требуют подтверждения и в первую очередь фактами.
— Мадуро в обращении после теракта обвинил в произошедшем колумбийского президента Хуана Мануэля Сантоса. Как вы думаете, почему прозвучали такие обвинения, и может ли Сантос иметь какое-либо отношение к теракту?
Сапожников: Вражда между этими странами идет с первых дней правления Уго Чавеса. Я не сомневаюсь, что колумбийский след может быть большим в этом деле.
Американцы, конечно, скрываются за колумбийскими исполнителями, хотя все планируется и организовывается в ЦРУ
Я думаю, что в Венесуэле особых последствий не будет, не считая закручивания гаек. Однако в связи с этим не стоит говорить, что режим Мадуро жесткий. Нет, это очень мягкий режим.
Хейфец: Правительство Колумбии категорически отвергло такую вероятность. То, что у Венесуэлы с Колумбией сложные отношения, это совершенно очевидно и связано со многими вещами. С тем, что венесуэльский продовольственный кризис отражался на Колумбии, когда тысячи венесуэльцев переходили за покупками венесуэльско-колумбийскую границу.
Плохие отношения также были связаны с действиями революционных ВС Колумбии (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia) и правительство Колумбии обвиняло Венесуэлу в том, что она поддерживает повстанцев. Но в любом случае,
чтобы обвинять Сантоса, нужны доказательства. В жизни может быть все что угодно, но нужно это доказать
Напряженные отношения между двумя странами — это один из возможных моментов, лежащих на поверхности, который позволяет объяснить ситуацию, почему Мадуро обвинил в произошедшем случае власти Колумбии. Хотя, я думаю, дело в том, что
в самой Венесуэле достаточно сильная оппозиция, которая не может найти общего языка с властью
Сегодня это одна из серьезнейших проблем в стране.
— Многие политологи отмечают, что Венесуэла проводит независимую от США политику в Южной Америке и входит в круг интересов России. Более того, эксперты считают, что между покушением на Мадуро, Эрдогана и попыткой госпереворота в Турции в 2016 году можно провести параллели. Как вы думаете, имеют ли между собой что-то общее эти два случая?
Сапожников считает, что можно провести некую параллель между тем, что произошло в Турции и Венесуэле. Эта параллель может быть связана с тем, что у обеих стран есть общий враг в лице США.
Сапожников: Я думаю, что зачистка сторонников Боливарианской революции и прогрессистских сил на континенте идет мощнейшая. Уже можно сказать, что
те силы, которые противостояли США, сейчас разрознены, нет определенной солидарности
Бразилия, Эквадор, Никарагуа оказались под мощнейшим ударом, и все это происходит одновременно, параллельно. Поэтому видно, что
действует очень мощный враг, у которого есть для этого средства, оперативные возможности и прочее
Я думаю, что-то похожее может произойти и в Никарагуа. Эквадор уже разгромлен, там сейчас к власти пришел Ленин Морено. Этот человек все поменял, что было создано Рафаелем Корреа.
В этом вопросе есть еще один очень важный аспект — российский.
Лет пять назад Россия предпринимала шаги, чтобы утвердиться на континенте. И это очень обеспокоило американцев
Все наши потенциальные союзники, с которыми начиналось позитивное сотрудничество, вплоть до поставок вооружений, перешли в оборону, все в отступлении, все сами по себе. Я думаю, что
причиной всему этому является реакция США на то, что Россия предпринимала мощное наступление в регионе
От них можно ожидать, что угодно.
Хейфец: Если события похожи друг на друга, мне кажется, это совершенно не значит, что они взаимозависимы и планируются в одном центре.
Больше половины венесуэльской нефти продается в США. То, что Россия связана с Венесуэлой экономическими отношениями — это общеизвестный факт. У Роснефти очень серьезный интерес к разработке венесуэльской нефти.
Но экономические отношения не обязательно должны приводить к конфликтам
Мне не нравится подход, выводящий экономическое соревнование в разряд глобального противостояния, реализуемого силовыми методами.