Какая она, современная казахстанская женщина? Что заложено в ее ДНК? Знает психолог и «продюсер с волшебной палочкой и волшебным пенделем» Гульбахор Хасанова.
— Считается, что у женщины в обществе есть три варианта позиционировать себя. Первый – быть «под мужчиной» и во всем его слушаться. Второй – быть «над мужчиной». Кстати, политолог Марат Шибутов недавно говорил, что в нашей стране царит матриархат. И третий вариант – это равноправие, западная поведенческая модель. На ваш взгляд, какой вариант преобладает в Казахстане и почему?
— Я думаю, что Казахстан – счастливая страна, потому что наши женщины могут быть гибкими и выбирать ту позицию, которая им удобна. Дело в том, что
отношения мужчины и женщины – это танец
Когда мужчина готов создать семью, он выбирает самую для него красивую, самую здоровую, ту, которая оптимально подойдет именно ему. При этом он стоит перед большим выбором и большими соблазнами.
Когда же мужчина находит ту единственную, он делает первый шаг – приглашает на танец их отношений. И тут уже включается женщина, которая тоже выбирает из множества вариантов того, кто, по ее внутреннему ощущению, будет хорошим отцом для потомства.
А далее женщина либо открывает свое пространство для того, кто ее выбрал, либо отказывает. Мужчине важно почувствовать себя охотником, а в вышеописанной ситуации силы равны.
Женщины Казахстана должны знать свое место, но только вот какое? — Гульбахор Хасанова
Когда отношения складываются, создается семья, мужчина ведет, а женщина идет за ним. Но когда рождается ребенок, роли могут измениться.
Дело в том, что изначально мужчина отвечает за безопасность и статус, который он дарит женщине.
На самом деле, только от него зависит статус женщины в обществе
Если мужчина сделал предложение, женщины обретает статус замужней дамы. Если любит гульнуть, будет статус женщины с разбитым сердцем.
Так же и мы, женщины, своим отношением и поведением можем влиять на статус мужчины.
Посмотрите на Дональда Трампа: внешне он выглядит несколько смешно, хотя и очень сильно. Он вызывает уважение как политик, бизнесмен, но с точки зрения сексуальности я бы поспорила. Не сказать, что он секс-символ. Но рядом с ним Меланья, настоящая королева, которая показывает, насколько ее муж статусный.
Если мужчина хочет иметь высокий статус, он наделит им и свою женщину
А если он гуляет и разменивается на какие-то мелочи, естественно, и женщина теряет свой образ.
Конечно, бывает, что жена просит мужа помочь по хозяйству, а он раз не помог, два не помог, три не помог… и в один прекрасный день она позовет соседа и отблагодарит его так, как посчитает нужным. Какой будет статус у ее мужа?
Поэтому в отношениях всегда есть палка о двух концах.
Семья — это танец, и важно осознавать, какая у этого танца сверхзадача
А когда в этом танце появляются дети, у женщины включается материнский инстинкт и она волей-неволей берет на себя много мужских функций. Вот здесь-то и может произойти перекос в семье.
А причина его в том, что материнский инстинкт настолько захлестывает женщину и покрывает туманом гиперответственности за ребенка, что мужчина вдруг начинает чувствовать себя ненужным. Вот здесь задача женщины в том, чтобы разрешить себе остаться слабой и доверить часть функций мужчине, чтобы он продолжал чувствовать себя желанным и нужным.
Увы, но зачастую в молодых семьях мужчина с появлением ребенка в семье может почувствовать себя растерянным
Здесь нужно уметь находить баланс, и в первую очередь говорить, говорить.
Дело в том, что мы, женщины, изначально не знаем самих себя, наш внутренний мир – это хаос, космос. Мужчины более структурированы. Если женщины больше нацелены на созидание и организацию процветания, то мужчины — на то, чтобы раскрывать и познавать мир.
Именно поэтому маленькие мальчишки разрешают себе поломать машинку или куклу, чтобы понять, как устроены эти игрушки изнутри, а девочки бегут с криком: «Ааа! Машинка сломалась! Катастрофа!».
Мы изначально разные. Мужчина может поломать женщину (как и машинку в детстве), но не для того чтобы причинить какой-либо вред, а для того чтобы помочь женщине познать себя.
И ее задача — понять, что когда мужчина что-то делает или говорит, он не такой уж и плохой.
Важно все проговаривать вслух, потому что мужчины не экстрасенсы и не телепаты, они не знают, что мы чувствуем,
но хотят бессознательно это понимать, а потому бессознательно ломают наши «машинки».
Для чего? Для того чтобы мы однажды сказали: «Дорогой, когда ты отворачиваешься от меня, мне становится страшно. Дорогой, когда ты смотришь на другую женщину, меня охватывает дикая злость и волнение», и так далее, и тому подобное.
— А какой вариант позиции общества преобладает у нас?
— Я думаю, что третий, равноправие. Наши женщины умеют танцевать, могут выбирать, нам позволительно быть и по-восточному кроткими, и вызывающими, яркими на западный манер.
Мы родились в самом сердце Евразии, и мы можем брать любые традиции любых народов,
в том числе и в восприятии, и в выражении нашей женственности.
— Лично вы, как режиссер, продюсер, чувствуете гендерную дискриминацию в Казахстане?
— Чувствую, потому что если я вдруг начинаю включать в себе какие-то чересчур мужские качества, то пространство тут же посылает ситуации, которые мне неприятны. Вдруг возникают мужчины, которые начинают со мной конкурировать. Причем
часто нетрадиционной ориентации, которые тоже не разобрались, мужчины они или женщины
Дело в том, что изначально режиссер и продюсер – это профессия мужская. Но опять-таки,
в медиа и шоу-бизнесе очень много тех, кто до сих пор не разобрался в принадлежности к полу
Поэтому я в таких случаях себе говорю: «Нужно благодарить бога за то, что я родилась женщиной, и коль уж мои оппоненты себя так ведут, они показывают мне, чтобы я не переходила черту, когда во мне включается мужское».
Когда я остаюсь в позиции женщины, мне легко, а мужчины, меня окружающие, помогают. Причем с большим удовольствием, без всяких просьб.
— Давайте поговорим о мусульманских женщинах. Существует стереотип, что женщины в исламе занимают довольно низкий статус. На самом же деле религиозные писания говорят об обратном. Они говорят о гендерном равенстве, призывают уважать, защищать женщин, поддерживать их. Откуда же появился этот стереотип?
— Это манипуляция, игры. Я думаю, что
тем мужчинам, которые подобным образом трактуют Коран, будет наказание, ведь они трактуют писания по-своему,
используют его в своих интересах. Такого быть не должно.
У каждого из нас есть свои страхи. Чтобы дать свободу себе и своей половинке, должна быть определенная смелость и определенный духовный рост. А люди слабые хотят иметь рядом с собой всегда того человека, которого любят, или того, кто им удобен.
И потому включаются различные манипуляции, причем люди манипулируют не только священным Писанием. В Коране изначально статус женщины высок: там говорится об уважительном отношении к матери, к женщине как к началу жизни. Но слабые говорят: «Это уят» или «Вот, читай Коран».
Но так нельзя говорить, потому что
ограничивая человека какими-либо правилами, вы идете против его природы
Мы изначально рождены свободными и изначально вольны выбирать, кого нам любить, как относиться к тому или иному событию и понятию.
Но мы растем и воспитываемся в поле совести того или иного общества, той или иной семьи, тех или иных правил, которые трактуются в этом обществе. И потом начинается деление: свой – чужой, такой — не такой.
Хотя
изначально мы обязаны уважать любую жизненную позицию, любое человеческое мнение
и давать место в сердце любым человеческим поступкам.
— На ваш взгляд, в Казахстане больше сильных или слабых мужчин?
— На портале 365info.kz выходит проект «Секреты». Эта программа о настоящих мужчинах. Если вы обратите внимание, какие к нам приходят гости, вы сразу же поймете, что
сильных и достойных мужчин в Казахстане гораздо больше, чем мы себе представляем
К сожалению, мы мало хвалим мужчин, мало уделяем им внимания, а ведь это так их мотивирует и вдохновляет! Поэтому чем больше мы будем хвалить и радоваться успехам мужчин, тем успешнее и интереснее они будут, тем больше подвигов совершат.
— Что, по-вашему, означает идеальное положение женщины в казахстанском обществе?
— Казахстанские женщины очень сильные, мы несем в себе гены кочевников, кочевниц
Существует множество легенд об амазонках. Я думаю, что это наши далекие-далекие предки, независимые, вольнолюбивые, которые могли укротить не только коня на скаку, но и утихомирить ветер, стихию неба.
Женщина оставалась одна с детьми в маленькой юрте на тысячи километров вокруг, в одинокой пустыне, наедине со всеми стихиями — морозом, жарой, засухой или джутом, — и прекрасно справлялась со всеми невзгодами, пока ее муж куда-то откочевал.
Я думаю, что мы изначально сильные, ведь в нашем ДНК дух гор, степей, морей, озер и трав
И даже если вдруг начнется религиозная экспансия, нас так просто не возьмешь! Мы изначально уникальны и изначально дикие, необузданные. И в этом наша сила.
Полная версия интервью — здесь.