Мнение мусульманского проповедника Ерсина Амре, какой той можно считать халяльным, получил неоднозначную оценку в социальных сетях.
Корреспондент информационного агентства Qamshy.kz попросил специалиста отдела «Шариата и фетв» Духовного управления мусульман Казахстана Хасана Аманкулова прокомментировать мнение проповедника.
По мнению проповедника Ерсина Амре, на халяльных тоях должно царить целомудрие.
— Той нельзя осквернять. Сегодня касательно этого в обществе формируется неверное мнение. Слышал, что
на халал-тоях играет музыка, мужчины и женщины танцуют неприличные танцы и совершаются иные действия, противоречащие шариату
Казахский той: нужны ли свадьбы в кредит?
Хозяева торжества утверждают, что самое главное на таких тоях – отсутствие спиртного. Но их трудно назвать халяльными. Может быть это «полухаляльный» или на одну треть халяльный той, — написал Ерсин Амре.
Самое главное условие халяльного мероприятия — никакого харама, все должно соответствовать шариату. В первую очередь это касается дастархана, то есть блюд, которые подаются гостям. Если быть точнее,
там не должно быть свинины и спиртных напитков
Кроме того, надо учитывать, что люди все-таки пришли повеселиться. На наших свадьбах звучит музыка, исполняются песни, под которые гости, особенно молодежь, танцуют. Вот тут существуют определенные требования, регламентируемые шариатом.
Скажу сразу,
мы не одобряем действия, противоречащие приличиям
Что касается песен, в соответствии с текстом и содержанием мы делим их на халал и харам.
Так, если в песне присутствуют неприличные слова, возбуждающие похоть, задевающие честь и достоинство и оскорбляющие чувства людей, они не соответствуют шариату и не могут быть халяльными. На мероприятиях, соответствующих требованиям шариата, должны исполняться песни с приличным содержанием и добрыми словами.
Вообще, что касается музыки, мнения ученых расходятся. Это спорная тема. Однако хочу обратить внимание, что
Духовное управление мусульман Казахстана никогда не заявляло, что музыка — это харам
Муфтиат никогда не запрещал наши казахские песни – их тексты наполнены глубоким содержанием, а танцы лишены непристойных движений и жестов.
Мы придерживаемся мазхаба Ханафи. Руководитель Абу-Ханифа жил по законам своей эпохи и был категорически против музыки, в те времена ее не слушали и не придавали ей особого значения, тогда ценили знания и стремились к учебе.
Однако если учесть, что в мазхабе Ханафи были и есть другие ученые, то сегодня, в соответствии со временем, музыка разрешена.
Мы живем в XXI веке и в соответствии с нашей культурой не можем выступать против музыки, тем более категорически. Но все должно быть в рамках дозволенного и приличий.
Казахские свадьбы надо менять! — Академия обрядов (Обзор казпрессы)
А все, что выходит за эти рамки, легко может превратиться в харам. Возьмем, к примеру, сон. Кому понравится, если человек целыми днями будет спать?
Даже халал, выходящий за рамки дозволенного, превращается в харам
Что же касается танцев на тоях и вечеринках, есть общие танцы, а есть парные, когда мужчина и женщина танцуют вдвоем. И это нужно рассматривать отдельно. Сольные танцы, такие как «Кара жорга», шариат не запрещает. Однако парные танцы мужчин и женщин, парней и девушек – отдельная тема.
Если мужчина и женщина состоят в браке – ради бога. Однако это не означает, что они должны допускать вольности и совершать непристойные движения перед старшими и детьми. У себя дома супруги могут себе позволить все, но
на людях они должны держать себя в определенных рамках
А замужним женщинам вообще не следует танцевать с посторонними мужчинами. Это может послужить поводом для размолвки супружеских пар. Муфтиат расценивает это как неприличие. Поэтому от таких шагов они должны воздерживаться.
На мой взгляд, Ерсин Амре в своей проповеди имел в виду именно подобные действия.