Нур-Султан
Сейчас
20
Завтра
16
USD
421
-2.14
EUR
499
-0.30
RUB
5.6
-0.04

Особенности продажи автомобиля в Казахстане: какие факторы влияют на цену?

2185

Самой «старой» машиной среди представленных является черный Ford Model A 1911 года, который также продается в Алматы за 4 366 000 тенге.

Средний автомобиль в Казахстане – седан белого цвета 2004 года выпуска, стоимостью 2 000 000 тенге, 2-литровым бензиновым двигателем, механической КПП и пробегом в 130 000 км, он из Алматы.

Удалось выяснить, что в тройку самых популярных авто (таблица 1) в Казахстане входят белые Toyota Camry, синие Volkswagen Passat и серебристые Audi 100. Все три вида больше всего используются в Алматы. Десятку наиболее популярных авто замыкают серебристые Audi 80, синие Opel Vectra и белые ВАЗ (Lada) 2170 (седан), при этом последние два вида моделей больше распространены в Шымкенте. Opel Vectra также является самой дешевой машиной среди наиболее популярных в стране (650 тыс. тенге), тогда как Toyota Land Cruiser — самая дорогая (11 млн тенге) среди самых популярных авто.

Автомобильная столица Казахстана

10 самых дорогих автомобилей Казахстана: от спорткара до микроавтобуса

Для анализа распределения автомобилей по регионам Казахстана были выбраны 14 областных центров, 3 города республиканского значения, города Семей и Балхаш (таблица 2).

Так, больше всего автомобилей представлено в Алматы (26,5% от всех авто в стране). В среднем

самые «новые» машины ездят в Атырау (2010 год), а самые «старые» — в Талдыкоргане (1996 год)

Для Актау характерны самые дорогие автомобили и автомобили с самым большим объемом двигателя (соответственно 3 100 000 тенге и 2.4 литров). Костанай и Уральск – это города, для которых в среднем характеры самые скромные с точки зрения объема двигателя авто (1.8 литров).

Самые дешевые машины ездят в Туркестане

– новом областном центре новой Туркестанской области.

Автопром Казахстана растет и… требует льгот: итоги полугодия

Примечательно, что согласно собранным данным, в Балхаше автомобили в среднем дороже, чем в Туркестане (1 400 000 и 800 000 тенге).

Также интересным фактом является то, что

в Усть-Каменогорске праворульные автомобили популярнее, чем в других городах Казахстана

В целом на востоке Казахстана праворульные машины распространены больше, чем на западе страны.

От чего зависит цена?

Регрессионный анализ зависимости цены на автомобиль от фактора населенного пункта показал коэффициент детерминации, равный 11%. Это означает, что цена машины на 11% объясняется фактором географического месторасположения, где она продается. Статистически значимыми оказались лишь областные центры и крупные города.

Другими словами, в Казахстане один и тот же автомобиль будет стоить одинаково в сельской местности или маленьком городе, но

цена будет отличаться, если авто выставлено на продажу в двух разных крупных городах

Цвет машины больше влияет на цену, чем регион продажи

В составленной экономистами базе представлены 20 различных цветовых окрасов кузовов автомобилей (таблица 3).

Самые распространенные цвета

  • белый (24%),
  • черный (18%) и
  • серебристый (18%).

Наименее популярными являются фиолетовые, желтые, оранжевые, хамелеон и бронзовые машины. При этом

бронзовые машины являются в среднем самыми дорогими авто в Казахстане (2 800 000 — 3 300 000 тенге),

тогда как самые дешевые – автомобили вишневого, красного, сиреневого и бордового цветов (600 000 — 800 000 тенге). Расчеты показали, что

цвет машины может объяснять на 11% динамику стоимости авто,

но является более статистически значимым фактором, чем фактор «регион».

Тип кузова

Согласно таблице 4, в нашей стране присутствует существенное преобладание седанов над авто с другими кузовами (48% от всех авто в стране). На втором месте по популярности находятся внедорожники (12%). Тройку лидеров наиболее популярных кузовов авто в Казахстане замыкает кроссовер (11%).

Наименьшей популярностью пользуются кузова авто, которые не в полной мере соответствуют нашим погодно-климатическим условиям, образу жизни и качеству дорог – кабриолеты и родстеры (меньше 0,5% каждый).

По стоимости в среднем наиболее дорогими являются внедорожники, кроссоверы, пикапы (4 000 000 — 5 000 000 тенге), а дешевыми – хетчбеки, универсалы и купе (1 150 000 – 1 385 000 тенге).

В то же время универсалы и купе являются и самыми «пожилыми» по году выпуска (1997 и 1998 годы), тогда как пикапы и кроссоверы – в среднем самые новые виды авто в Казахстане (2010 и 2011 годы).

Фактор кузова «объясняет» 26% стоимости автомобиля в Казахстане,

и является сильными и статистически значимыми объясняющими переменными процесса ценообразования на авто.

Вид топлива

Результаты анализа по распространенности авто согласно виду топлива, применяемого в двигателе (таблица 5), довольно очевидны.

в Казахстане самые популярные автомобили — с бензиновым двигателем (79% от всех авто),

затем идут машины с двигателям газ-бензин (13%) и дизель (7%).

Остальные виды с двигателями на чистом газе, электричестве и гибриды распространены крайне мало (меньше 1% каждый). При этом автомобили с двигателям на электричестве стоят в среднем в 33 раза дороже бензиновых (58,6 и 1,8 млн тенге соответственно).

Фактор «вид топлива двигателя» является статистически значимым показателем для объяснения цены автомобиля, но при этом коэффициент детерминации составил лишь 2%.

Автомат или механика?

По виду КПП (таблица 6) первенство между собой делят машины на механике (46% от всех авто) и автомате (41%). При этом типтроник занимает 10% от количества всех машин в стране. На доли вариатора и робота приходятся от 1 до 2% от всех авто. По стоимости, если автомобили с механикой в среднем самые дешевые (1 100 000 -1 200 000 тенге), то машины с вариатором самые дорогие (4 500 000 — 5 200 000 тенге).

Вид коробки передач в Казахстане объясняет 32% стоимости автомобиля

и является статистически очень значимым показателем.

Возраст автомобиля

Дополнительные модельные оценки продемонстрировали, что год выпуска машины является фактором, который объясняет большую долю его стоимости – 43%. Также объем двигателя покрывает 27% объяснения цены авто и тоже является статистически значимым.

Фактор «сторона руля», несмотря на то что статистически значим, может объяснять лишь 1% от цены машины

Дополнительной описательной характеристикой в виде фиктивной переменной (аварийная, на заказ, обычная, срочная продажа) объясняется чуть меньше 3% стоимости автомобиля.

Число автомобилей в Казахстане снижается, в почете «ретро»

Таким образом, в итоговую модель ценообразования на автомобильном рынке Казахстана были включены такие факторы, как

  • год выпуска,
  • объем двигателя,
  • цвет кузова,
  • вид кузова,
  • вид КПП.

При этом

данная модель смогла объяснить 75% стоимости автомобиля в Казахстане

и прогнозировать цену машины со средней абсолютной процентной ошибкой прогноза в 6,6%.

Самое читаемое
© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter