Сегодня страны, извлекающие прибыль из добычи нефти и газа, стараются найти другие источники дохода. — Альтернативный пример — финансовые услуги.
Канада, Абу-Даби, Дубай и даже Марокко развивают международные финансовые сектора. Теперь к ним присоединился и Казахстан. Это требует времени и затрат, но кто не рискует, тот не выигрывает.
Сегодня международный финансовый центр «Астана» предлагает множество перспективных глобальных и региональных проектов. В прошлом богатая ураном и нефтью страна, служившая советским космодромом, за 27 лет стала евразийским гигантом. В следующие пять лет эксперты прогнозируют рост экономики на 4% процента. Внешний долг страны составляет меньше 10% от ВВП, а бюджет превышает 100 млрд долларов.
При этом, полагаясь на добычу полезных ископаемых, Казахстан зависит от колебаний на мировом рынке. Как и другие нефтедобывающие страны, он осознал потребность в диверсифицированной экономике, которая может улучшить его позицию на мировой арене. Международный финансовой центр — это задел страны на будущее.
Разработанный по финансовой модели Дубая, центр в Астане ищет способы снизить риски для иностранных инвесторов. Например, за счет введения юридических норм, регулируемых корпоративным правом Англии, визовых и налоговых послаблений. Также все операции проводятся на английском языке.
Особый статус AIFC регламентируется конституционным правом Казахстана. Он должен обеспечить страну финансовой инфраструктурой, которая превратит ее в ведущий финансовый центр региона. Суд при AIFC, отвечающий за урегулирование споров, возглавит юрист, в прошлом верховный судья Англии и Уэльса.
Международная биржа Астаны (AIX), выступающая фондовым рынком AIFC, примет в состав Шанхайскую фондовую биржу как партнера-акционера. NASDAQ дал AIX разрешение на использование своих программ.
Управление финансовыми услугами Астаны (AFSA), гарант и регулятор целостности финансовой экосистемы, будет действовать в соответствии с
Несмотря на то что
Казахстан первый в списке 190 стран по защите инвесторов и шестой по соблюдению договоров (по данным Всемирного Банка, 2018)
Страна все еще находится на 131 месте из 176 в Индексе восприятия коррупции Transparency International.
Население Казахстана всего 18 млн — скромная цифра по сравнению с населением Центральной Азии в 70 млн. Казахстанские рынки в большей степени неликвидны, так как большинство местных компаний полагаются только на финансирование от коммерческих банков. Государственные коммерческие банки контролируют львиную долю торговли на валютном рынке. Частные банки управляются из-за границы, а технология финансирования практически отсутствует.
Руководитель финансового центра Астаны и бывший глава Национального Банка Казахстана Кайрат Келимбетов уверен в успехе. Он заявил: «Расположение Астаны позволит ей стать воротами для инвестиций со всего региона и в частности Евразийского Экономического Союза. Страны ЕАЭС, включая Казахстан, обладают большим запасом ресурсов. В связи с этим растет спрос на стратегические инвестиционные проекты. Кроме того, страна играет стратегическую роль в китайском проекте «Один пояс — один путь».
В любом случае, предстоит провести серьезные геополитические подсчеты. Китай расширяется на Запад, российская экономика все еще восстанавливается после санкций. Мировые рынки сталкиваются с низкими процентными ставками. Инфраструктура финансового центра в Астане, по убеждению его руководителей, может стать финансовым хабом Центральной Азии, Западного Китая, южной России и ЕАЭС, а также связать воедино финансовые рынки Европы, Персидского Залива и Китая.
В этом году первым испытанием для AIFC станет приватизация таких крупных национальных компаний, как «Казатомпром», Air Astana и «Казахтелеком». Акции минимум пяти крупных госкомпаний перетекут за границу в течение двух лет, в 2020 замкнет список национальная нефтедобывающая компания KазМунайГаз.
Келимбетов верит, что обладание эксклюзивными правами на эти IPO дают AIFC и AIX исторический шанс обрести достаточную ликвидность, чтобы встряхнуть рынок. Этому поспособствуют связи AIFC c Euroclear, крупнейшей финансовой организацией Европы. Иностранцы смогут приобрести казахстанские акции, не открывая счета на депозитариях страны. Это заявка на успех. Аналитики глобального финансового рынка пристально следят за Астаной.