Рабство в Мавритании официально отменили ещё в 1980 году, но де-факто 20% населения (а это 600 тыс человек) являются рабами…
Мавритания — исламское государство, расположенное в Западной Африке. Власть там принадлежит арабам-берберам, которые около тысячелетия назад захватили эту область, подчинив себе коренных жителей.
С тех пор
каждая арабская семья владеет несколькими семьями афромавританцев – харатинов
Семьи харатинов передаются в семьях мавританской знати по наследству на протяжении столетий. Невольникам поручают самые разные работы – от ухода за скотом до строительства. Даже освободившиеся де-юре рабы продолжают фактически рабское существование, не имея возможности распоряжаться заработанными деньгами…
Затраты на содержание раба в городе составляют примерно 15 долларов в месяц, а заработать предприимчивый рабовладелец может в разы больше. Одно из наиболее распространенных занятий рабов в столице — торговля пресной водой. В городе только 40% зданий имеют водопровод, а африканская жара прекрасно стимулирует жажду. Вот и колесят с утра до позднего вечера по столице невольники с бочками, полными воды, зарабатывая в день 5–10 долларов – очень неплохие деньги для этих мест.
Несмотря на официальную отмену рабства, владение рабами в стране в порядке вещей, так же как и принуждение к труду.
Сообщается о пособничестве рабству со стороны полиции, а также о заключении в тюрьмы активистов негосударственных организаций,
занимающихся вопросами принудительного труда и рабовладения.
С рабством борется несколько организаций, включая «Аль-хор», «Инитак», «SOS-эсклав» и небольшая политическая партия «Аксьон пур лё шанжман». А вот
правительство США, по словам главы организации Free the Slaves Кевина Бейлза, напротив, замалчивает проблему
Правительство запретило использовать слово «раб» в СМИ. За всю историю государства ответственность понёс всего один рабовладелец.
На протяжении минувшего столетия правительство трижды пыталось изменить дикие порядки в Мавритании. Еще в далеком 1905 году колониальные власти приняли закон об отмене рабства. А конституция освобожденной Мавритании, увидевшая свет в 1961 году, подтвердила этот постулат.
Однако законы ничего не изменили в положении невольников. И в 1978 году президент Муктар Ульд Дадда вновь поднял вопрос об отмене рабства. Но начавшийся военный переворот лишил его возможности что-то изменить. Принятый в ноябре 1981 года указ правительства вновь даровал рабам свободу.
Однако невнятность закона – в нем отсутствовал даже порядок наказания за неподчинение этому решению – мало что изменила в реалиях мавританской жизни. Берберская элита вновь спустила все на тормозах…
Такое громкое обещание вкупе с посулами сократить налоги и уменьшить дефицит госбюджета, снизив зарплаты чиновникам, не могло остаться незамеченным. Сиди Ульд Шейх Абдаллахи, лидер либеральной партии «Адиль», выиграл президентские выборы в Мавритании в 2007 году, несмотря на сопротивление берберской элиты. И тут же с азартом принялся за дело. Закон, предусматривающий суровое наказание за рабовладение – 10 лет тюрьмы и штрафы от 2 до 4 тыс. долларов (огромные по мавританским меркам деньги) – наконец-то был принят. Однако так и остался пустой бумажкой.
Вскоре начались бунты, активно подстрекаемые местной элитой, не желающей остаться без рабов. Не прошло и года, как Мавританию захлестнул очередной переворот. Власть оказалась в крепких руках военных. Так что о законе просто забыли – за последние пять лет никого так и не привлекли к ответственности. Де-факто рабовладение вновь было разрешено.
Интересно, что сами рабы не очень-то желают становиться свободными. Сам факт, что родители, деды и прадеды работали на ту же самую семью, привязывает невольника к привычному месту. А главное
рабы убеждены, что после смерти попадут в рай только если будут выполнять волю господ
Психологи, изучавшие этот феномен, даже название ему придумали — синдром дяди Тома. Но чаще всего бывшему рабу просто некуда уйти.
Жизнь без хозяина практически всегда полна лишений. На работу в деревне не устроишься,
у богатых потребностей в найме пришлых нет, своих рабов хватает. А бедные пастухи и земледельцы попросту не имеют возможности прокормить чужака, не то что заплатить. Учитывая высокий уровень бедности и безработицы в стране (ниже уровня бедности — 40 % населения. Уровень безработицы — 30 %),
цена свободы скорее всего будет равна голодной смерти
Поэтому многие из рабов считают свою долю решённой ещё до рождения и противятся идее освобождения…