Спрос на иностранную валюту продолжает снижаться. Вопреки рассказам представителей Нацбанка о сезонной «панической атаке» и «психологическом обострении» на валютном рынке. Ведь именно на этот фактор пытались списать заметное ослабление тенге.
На КASE объемы торгов долларом США на спот-рынке снижаются второй месяц подряд — после того, как в апреле был достигнут максимум 2018 г. в $4, 376,3 млн.
В мае же обороты по американской валюте на спот-рынке сократились на 28,5% (до $3,124,1 млн), что является вторым по величине минимальным месячным результатом 2018 после марта ($2,363,1 млн). А в июне к маю произошло снижение еще на 3% — до $3, 29,3 млн.
На своп-рынке доллара, где банки занимают валюту у регулятора, объемы сделок начали снижаться аж с февраля!
Если в январе был достигнут месячный максимум 2018 в $12, 798,9 млн, то в июне обороты здесь упали до минимума в $6, 767,7 млн (или в 1,9 раз).
К маю же снижение за июнь составило 8,2%, в абсолютном выражении — $603,2 млн. Получается, что
потребность в инвалюте снижается одновременно как у самих банков, так и у их клиентов
С одной стороны, такой тренд позволяет руководству Нацбанка заявлять об очередных успехах в дедолларизации экономики. А с другой, если вспомнить о сильной зависимости нашей экономики от импорта товаров — как потребительских, так и инвестиционных, которые приобретаются в основном за доллары, —
ничего хорошего в падении биржевых оборотов по инвалюте нет
Напомним и о том, что и данные Нацбанка за май о ситуации на рынке наличной инвалюты не показывали признаков какой-либо «панической атаки» или «психологического обострения» (см. материал «Кто нарушил спокойствие на валютном рынке Казахстана?»).
Правда, судить о реальном положении дел здесь довольно сложно, поскольку с начала 2018 года
регулятор не публикует данные о месячных объемах купли-продажи наличной инвалюты в соответствующих эквивалентах,
а предлагает для сведения общественности лишь сведения о разнице между объемами покупки и продаж в тенговом эквиваленте.
Ну а раз в реальности ажиотажа на валютном рынке не наблюдается, остается лишь согласиться с утверждениями некоторых экспертов, что Нацбанк, контролирующий KASE, просто
выводит обменный курс тенге к доллару на уровень, заложенный в бюджет 2018 года
и правительственный прогноз ключевых макроэкономических показателей.
Кто нарушил спокойствие на валютном рынке Казахстана?
Напомним, что расчетный курс казахстанской валюты к американской в этих документах сохраняется на уровне 340 тенге за доллар.
На начало 2018 средневзвешенный курс по итогам утренней сессии KASE 3 января находился на отметке 333,08 тенге, а затем не единожды опускался ниже рубежа в 320 тенге.
Поэтому если к началу обсуждения проекта очередного бюджета в парламенте Нацбанк плавно выведет курс в район 350-360 тенге за доллар,
для правительства это создаст более комфортную ситуацию в дебатах с депутатами
Да и в целом для бизнеса и населения нынешняя курсовая политика регулятора, фактически вернувшегося к традиционной политике поддержания колебаний обменного курса в некоем коридоре, выглядит более привычной и удобной.