Ежегодные потери экономики Казахстана от коррупции составляют около 3,8 млрд долл, а это 10% от годового бюджета страны. И это только официальные данные. На самом деле количество средств, расхищающихся или тратящихся неэффективно, трудно оценить, считает экономист Марат Шибутов.
Правительство Казахстана продолжает повышать ставки налогов и других платежей для населения и решила заняться повышением налогов и платежей с населения, пишет ИА REGNUM.
Основные вехи:
Остановимся на двух моментах — единый социальный платеж и пенсионные взносы для фрилансеров.
В сумму единого социального платежа (далее — ЕСП) для самозанятых включаются суммы индивидуального подоходного налога (10% от ЕСП), обязательного пенсионного взноса (40% от ЕСП) социального отчисления в Фонд социального страхования (10% от ЕСП), социального взноса в Фонд социального медицинского страхования (40% от ЕСП).
Фрилансеры же должны платить пенсионные взносы в ЕНПФ в размере 10% от получаемого дохода, но не менее 10% от минимального размера заработной платы и не выше 10% 75-кратного минимального размера заработной платы.
Сейчас сумма ЕСП для самозанятых составляет для городских жителей 28 860 тенге в год, а для сельских жителей — 8664 тенге. Отчислять эти платежи должны следующие категории самозанятых (кроме работодателей):
В городах в 1 квартале 2018 таких было 705 416 человек, а в селах — 1 203 351 человек. Если представить ситуацию, что все эти люди заплатят ЕСП, то получится 30 784 138 824 тенге.
Почти 31 млрд тенге — много это или мало?
Откроем статбюллетень минфина Казахстана за 2017 год и посмотрим размеры индивидуального подоходного налога, полученного за год. Он составляет 750 млрд тенге. Сколько же составит ожидаемая прибавка в процентах? Целых 4,1%, причем просто общий рост по сравнению с 2016 годом составил 59 млрд тенге или 7,9%.
ЕСП составит в общих налоговых поступлениях 0,45%. А если учесть, что в него входят 3 соцплатежа, а сам индивидуальный подоходный налог составляет 10% от ЕСП, то надо все делить на 10.
Собственно, весь
подоходный налог с самозанятых — это 3,1 млрд тенге. Это настолько мизерная сумма, что ее даже не стоит рассматривать
Фактически это нововведение прибавит к общей сумме налогов 0,045%, а к индивидуальному подоходному налогу — 0,41%.
Размер индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты, то есть с зарплаты работников, составляет 676 млрд тенге. Вряд ли фрилансеры, заключающие договора, получают сумму большую, чем 10% от общего фона зарплаты страны, так что можно предположить, что в ЕНПФ пойдет около 69 млрд тенге в год. Хотя это очень и очень оптимистичный сценарий.
В реальности, ни в России, ни в Беларуси больших выплат налогов от самозанятых и фрилансеров государство не увидело
Но допустим, что Казахстан не сможет выжить без 31 млрд тенге от самозанятых, а ЕНПФ страны не продержится без 69 млрд тенге. То есть общий объем предполагаемых отчислений от населения — 100 млрд тенге.
Можно ли их взять где-нибудь в бюджете, не затрагивая население? Да, как минимум двумя способами:
Имеющиеся официальные данные о финансовых нарушениях и неэффективно использованных бюджетных средствах, по данным Счетного комитета Казахстана,
не позволяют полностью оценить масштабы и нанесенный экономике Казахстана ущерб,
потому что проверки выборочные и охватывают в основном программы, а не постоянную госдеятельность. Вместе с тем они позволяют выявить имеющиеся тенденции и определить сферы, наиболее подверженные коррупции.
За период с 2013 по 2016 годы сумма выявленных финансовых нарушений, включая неэффективно использованные бюджетные средства, составила 1,7 трлн тенге или 6,9 млрд долл.
Пик растрат пришелся на 2015 год и составил 874,3 млрд тенге или 4,7 млрд долл.
В целом уровень коррупции в госсекторе оценивается Агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции. По его оценке,
ежегодные потери экономики Казахстана от коррупции составляют около 3,8 млрд долл, а это 10% от годового бюджета страны!
Есть еще одна оценка.
«Национальным бюро по противодействию коррупции (антикоррупционной службой) разыскивается 82 должностных лица, из которых две трети находится за рубежом.
Они разыскиваются за злоупотребление должностными полномочиями, получение взяток, создание организованных преступных сообществ, хищение денежных средств и их отмывание.
Общий ущерб государству оценивается на сумму свыше 1,1 трлн тенге», —
сообщил председатель агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев в ходе интернет-конференции.
Оценка делалась на основе данных по ущербу от правонарушений, отнесенных казахстанским законодательством к коррупционным (взяточничество, мошенничество и иные противоправные действия, ведущие к перераспределению уже созданного производителями дохода).
Основной объем финансовых нарушений, включая неэффективно использованные бюджетные средства, зафиксирован в процессе реализации государственных программ.
Антирекорд поставлен при исполнении следующих госпрограмм
Общая сумма финансовых нарушений, включая неэффективно использованные средства, зафиксированная Счетным комитетом Казахстана при реализации госпрограмм за период с 2013 по 2016 годы, составила 6,7 трлн тенге или 2,07 млрд долл.
И здесь
следует отметить снижающуюся с каждым годом открытость в предоставлении данных со стороны Счетного комитета РК
Из этих данных видно, что
финансовые нарушения при использовании бюджетных средств составляют 190−870 млрд тенге в год как минимум!
И это в несколько раз больше сумм, которые хотят получать с самозанятых и фрилансеров.
Доходы от госсобственности в 2017 году составили 104,867 млрд тенге
Они делятся по следующим категориям:
Получается, что больше всего государство получает денег от сданной в аренду собственности
А что же с расходами бюджета? Как ни странно, но на квазигосударственные и подведомственные организации государство, как владелец, еще и тратит деньги. И это в 3,5 раза больше, чем полученные от них же доходы.
105 млрд тенге доходов и 348 млрд тенге расходов — это не очень хорошее соотношение
Интересно, что ФНБ «Самрук-Казына» требуется пополнение уставных фондов в 74,5 млрд тенге. Между тем, по данным за 2016 год, размеры активов фонда составили около 20 трлн тенге, а прибыль — 455 млрд тенге, и дивиденды из этой прибыли — 57 млрд тенге. Очевидно, что в 2017 году параметры не сильно изменились.
То есть мощнейший суверенный фонд, включающий нефтяные, газовые, горно-металлургические, энергетические и транспортные компании для государства, как для владельца, является убыточным.
23 декабря 2017 года председателем правления фонда назначен Ахметжан Есимов, который известен своим талантом решать очень сложные проблемы, и возможно, теперь ситуация изменится.
Тем не менее надо помнить, что
государство сейчас несет убытки от своей собственности, и эти убытки составили в 2017 году 243 млрд тенге
Что мешает государству увеличить объем дивидендов с квазигосударственного сектора или хотя бы не давать ему деньги в таком объеме? Да ничего.
Может ли государство брать деньги с мультимиллионеров за доли в предприятиях и акциях? Конечно!
1. Максимизация доходов за счет проверки договоров на аренду, на доверительное управление, увеличение дивидендов и т.д. То есть
управлять государственной собственностью как обычной коммерческой
Этому мешают недостатки законодательства — нигде не написано, что госимущество должно приносить доход и прибыль, существует и полный бардак в определении количества имущества.
2. Определение точного количества госактивов и принятие их на баланс. Это касается в первую очередь земли, но есть еще и разные инфраструктурные объекты, в том числе и работающие, которые сейчас являются бесхозными.
Сначала набрать активы, а потом провести акционирование и частичную приватизацию государственных компаний — это хороший способ получить деньги и развить фондовый рынок.
И то, и другое запросто может покрыть все суммы, которые гипотетически должны быть получены от самозанятых и фрилансеров
Как исправить ситуацию?
1. Ежегодно Комитету государственного имущества и приватизации министерства финансов следует публиковать национальный доклад, посвященный доходам от государственного имущества, который бы включал в себя следующие показатели: дивиденды, доходы от аренды, доходы от доверительного управления, доходы от переоценки активов.
2. Все организации с госучастием должны сдавать раз в полгода только одну и короткую форму отчета, на основе которой затем рассчитываются общие показатели всего управления государственными активами.
Показатели следующие (но нужно не больше 10, иначе их невозможно будет обработать):
3. Провести инвентаризацию и взятие на баланс следующих объектов, которые в настоящее время часто остаются бесхозными, несмотря на то, что действуют и часто эксплуатируются: линии электропередачи, трансформаторы, кладбища, дороги, мосты, плотины, водохранилища, водопроводы, системы канализации и др.
4. В законе «О государственном имуществе» необходимо обозначить цели и задачи, которые выполняет государство с помощью своего имущества и подведомственных организаций, которые им управляют. Кроме того, отдельно надо прописать назначение каждого из видов госуимущества.
5. Для центральных исполнительных органов должна быть разработана процедура создания подведомственной организации с обязательным указанием цели создания и обоснованием, что она не конкурирует с частным бизнесом и не выполняет функции самого ведомства.
Если подведомственная организация приносит прибыль, то она должна быть перенесена в национальный управляющий холдинг
Прямо подчиняться ведомству должны организации, которые выполняют социальные/инфраструктурные функции и сложные задачи, которые в рамках частного предпринимательства решить невозможно.
6. Провести на основе космических снимков инвентаризацию всех видов земель и создать сайт земельного кадастра,
где была бы доступна информация по функциональному зонированию и текущему распределению земельных угодий. Реквизировать в пользу государства незаконно используемые земли.
7. Провести на основе космических снимков или аэрофотосъемки учет домов и других строений в городах. Сравнить их как с текущей базой кадастров, так и с «красными линиями» генеральных планов. Выявить незаконные строения. Также выявить пустующие и неиспользуемые по назначению строения.
8. Повсеместно опубликовать генеральные планы населенных пунктов с «красными линиями», для того чтобы можно было планировать градостроительную деятельность, а также бороться с самохватами земель общего пользования.
9. Включить в состав организаций публичного интереса согласно подпункту 7 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» землепользователей, имеющих в своем распоряжении (аренда, собственность) более 10 000 гектаров сельскохозяйственных угодий.
10. Разработать нормы дивидендов для всех организаций с государственным участием, ведущих хозяйственную деятельность.
11. В закон «О правовых актах» внести антикоррупционную экспертизу как отдельный и обязательный этап научной экспертизы правовых актов.