Этим можно объяснить назначение Карстена Хайнца заместителем министра инновационного развития Узбекистана.
Переговоры Узбекистана с Германией о внедрении немецкого опыта в формировании современной инфраструктуры инноваций в стране завершились продуктивно. По рекомендации ФРГ на должность замминистра инновационного развития был назначен Карстен Хайнц.
Этот шаг, по словам политолога Максима Казначеева, вряд ли принесет какие-то прорывные сдвиги в экономике Узбекистана.
— Подобная практика с привлечением иностранцев распространена и в нашем правительстве. Правда, у нас иностранцы в основном назначаются советниками, а не чиновниками.
Основная функция, которую выполняют иностранные советники, это снятие барьеров при неформальном общении с иностранными инвесторами
и компаниями, которые желали бы инвестировать средства и ресурсы в инновационное развитие. Но как показывает практика, в частности Казахстана, эффективность подобного рода назначений средняя.
Достаточно посмотреть на создание различных лабораторий при университетах. Там трудится достаточно большое количество иностранных специалистов. Но по факту, инновационных прорывов они не достигли.
Иностранцам в любом случае приходится работать в существующей бюрократической системе
Все инициативы, которые они могут потенциально сгенерировать, разбиваются о бюрократическую стену. И я не думаю, что в Узбекистане ситуация будет как-то кардинально отличаться, — считает он.
Экономист Магбат Спанов считает, что иностранцы в структуре исполнительной власти быть не должны, максимум их стоит назначать советниками. Иначе власти расписываются в том, что не верят в собственные силы.
— Если кадров нет, их надо готовить.
Ни один иностранец, каким бы умным не был, никогда не поставит интересы другого государства выше интересов собственного
Он будет желать процветания собственной стране, а не той, в которой работает.
Взять даже
опыт Украины — там в правительстве было много иностранцев, но они ничего так и не привнесли
Скорее, все это делается для пиара, — говорит экономист.
Спанов предполагает, что Карстена Хайнца назначили заместителем министра инновационного развития Узбекистана, чтобы через него завязать контакты с иностранными инвесторами. И если удастся привлечь таковых, его назначение можно будет считать положительным шагом.
— Государство — это целая сложившаяся и устоявшаяся система, одномоментно ее поменять не получится. Потребуется несколько лет. Но думаю, что Хайнц будет работать максимум год, — предполагает он.
Экономист вспоминает, как в 2013 году правительство Казахстана решило сотрудничать с бывшим британским премьер-министр Тони Блэром. Он взялся помочь в реформировании казахстанской полиции. Правительство Казахстана тогда стало ключевым клиентом консультационной фирмы Блэра, контракт обошелся Казахстану в 16 млн фунтов стерлингов, или 3,65 миллиарда тенге.
— Компания проводила исследования, писала какие-то программы. Однако спустя несколько лет мы можем увидеть, что в полиции с тех пор перемен нет… Так что считаю, что те 3,65 млрд тенге были выброшены на ветер, — заключает эксперт.