Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов несколько лет назад принимал участие в разработке концепции одного из районов Астаны. Он отметил прогресс и в качестве исполнения, и в применяемых строительных материалах и технологиях, которые в последнее время применяются в столице. Однако есть проблемы, которые нужно решать уже сегодня.
Сергей Кузнецов рассказал казахстанским экспертам, журналистам и представителям госорганов об опыте трансформации Москвы в мегаполис, который насыщенный технологическими и социальными инновациями. Архитектор в интервью также поделился мнением, как этот опыт может быть применен в казахстанской столице, пишет Содружество.
— Какое впечатление на вас произвела казахстанская столица? Какие общие тренды в развитии Астаны и Москвы вы могли бы отметить?
— Я давно не бывал в Астане и на этот раз увидел много интересного. Город динамично развивается – и это здорово! Произошло заметное изменение системы ценностей, которое мы наблюдаем сегодня, и которое, на мой взгляд, очень позитивно.
Я говорю о том, что
сегодня во главу угла в городских планировочных решениях ставится человек, его потребности и интересы
Наконец пришло осознание того, что главный ресурс государства – это не территория, не природные ресурсы, даже не производственные мощности, а человеческий капитал.
Борьба за его качество, связанное с уровнем развития образования, медицины, предоставляемого сервисом, возможностями досуга – это предмет главной заботы современного государства.
Именно эту задачу – переосмысления городского пространства в связи с новыми задачами – передо мной поставил Сергей Собянин, когда пригласил на работу в мэрию.
Согласно новой концепции, Москва – это город не для промышленности, не для транспорта, в котором люди селятся в спальных районах с минимальным набором услуг, это,
прежде всего, пространство с максимально комфортными условиями для жизни человека
Была разработана программа трансформации Москвы. Причем речь шла о максимально сжатых сроках, поскольку мы не имели права ждать –
предстояло форсированно пройти путь, для которого другим мегаполисам понадобилось несколько десятилетий
Результаты реализации программы очевидны. На прошедшем недавно Moscow Urban Forum 2018 «Мегаполис будущего. Новое пространство для жизни» мы получили позитивный фидбэк от международных экспертов в сфере архитектуры и градостроительства.
Сегодня Москва уверенно конкурирует с топовыми городами мира, укрепляя свои позиции в рейтингах,
оценивающих комфортность городской среды.
Мы стремимся к тому, чтобы горожанам было удобно жить в Москве, чтобы Москва была модная и классная. Чтобы горожане, выезжая за рубеж, не охали-ахали и не сожалели о том, что им предстоит возвращаться в свое болотце.
А наоборот, убеждались, что, скажем, в отношении развития цифровых технологий, тех же платежных систем, Москва опередила некоторые европейские столицы. К слову, сегодня в Москве можно в любом ларьке с мороженым произвести оплату с помощью сотового телефона, а
замена документов в многофункциональных центрах (МФЦ) занимает считанные секунды
Таким образом, формат взаимодействия между городскими властями и горожанином трансформировался от парадигмы «начальство – подчиненный» к «городская администрация – сервисодатель, горожанин – клиент».
— Вы упомянули развитие цифровых технологий и их влияние на комфортную жизнь горожан. Сегодня в Казахстане поставлена задача комплексно внедрять управление городской средой на основе концепции «Смарт Сити». Какими рекомендациями в этой сфере вы могли бы поделиться?
— Я, честно говоря, не очень верю в ключевое значение концепции «Смарт Сити» для развития современного мегаполиса. Во-первых, дискуссионный вопрос, что собственно можно отнести к технологиям «Смарт Сити»? Возможность проводить оплату через мобильный – это, безусловно, элемент «умного города».
Если же речь идет об управлении светофором и движением автотранспорта с помощью искусственного интеллекта или об оснащении улиц камерами фиксации нарушений ПДД, то здесь, полагаю, речь идет о естественном процессе внедрения технологий.
На мой взгляд, эти
технологии должны развиваться эволюционно, по мере необходимости, а не насаждаться искусственно
в виде готовых решений под общим зонтиком «Смарт Сити». Лучше сосредоточить усилия на том, как создавать и реализовывать востребованные классные проекты и не слишком заморачиваться по поводу того, как они связаны со «Смарт Сити».
Впрочем, это мое субъективное мнение относительно этой концепции, которое я никому не завязываю.
— Москва – крупнейший мировой мегаполис, тогда как Астана – город с населением чуть больше одного миллиона человек. Ставит ли, на ваш взгляд, ограниченная численность населения казахстанской столицы барьеры для развития инноваций, создания современного, технологичного, «умного» города?
— Конечно, самые большие возможности для развития дают огромные города. Хотя бы потому, что большое количество населения окупает строительство и функционирование крупных инфраструктурных проектов. Особенно показательно в этом отношении метро – это самый дешевый вид транспорта, с одной оговоркой, если есть возможность загрузить его большими объемами пассажиропотока.
Если численность населения в городе небольшая, то строить метро и эксплуатировать его крайне дорого
Отмечу, что в Москве сегодня активно идет строительство новых линий и станций метро, при этом загрузка этого вида транспорта несколько снижается, поскольку появляются альтернативы. Городу с миллионным населением, такому как Астана, конечно, сложнее развивать такой вид инфраструктуры.
В то же время хочу отметить, что
в Астане очень хорошо обстоят дела с транспортом: нет пробок, нет проблем с передвижением по городу
Однако не стоит на этом успокаиваться. Стоит заранее, не дожидаясь наступления транспортного коллапса, с которым, к примеру, столкнулась Москва,
предлагать альтернативу личному автомобилю – прокат самокатов и велосипедов, такси, общественный транспорт
Думаю, надо смотреть точечно, какие именно инфраструктурные решения, проекты и технологии востребованы и актуальны для вашего города.
Город с миллионным населением – это не так уж и мало. Хорошим ориентиром для Астаны могут стать европейские города, в том числе столицы. Взять хотя бы Хельсинки, население которого составляет чуть больше 600 тыс. человек. И это очень успешные, классные города.
Небольшие города имеют не только ограничения, но и свои плюсы, свои возможности
Во-первых, благодаря невысокой плотности населения доступность сервисов может быть даже выше, чем у жителя большого города.
Во-вторых, в Астане есть свои
персональные преимущества – практически неограниченные территориальные ресурсы, много земли
Можно развиваться и расти, при этом не увеличивая показатель плотности населения. Хотя определенная плотность населения все-таки нужна, современный комфортный город – это компактный город.
Расползаться во все стороны городу нежелательно
– это связано с оптимальной протяженностью инфраструктуры и коммуникаций. Во многом это объясняет, почему города, в том числе Астана, чаще стараются расти вверх, чем вширь.
— Какие «фишки» и градостроительные решения в Астане вам понравились? Может быть, вы что-то взяли на заметку? Что вы, в свою очередь, могли бы порекомендовать городским властям, чтобы сделать городское пространство более комфортной?
— Астану я знаю, в принципе, неплохо, вернее, знал, поскольку в 2010-2011 годах
я часто приезжал сюда в командировки, работая над концепцией одного из городских районов
С тех пор я здесь не бывал. Сегодня мы проехали посмотрели выставочный комплекс ЭКСПО. Ранее, на ЭКСПО в Милане в 2015 году, где я готовил российский павильон, я ознакомился с его концепцией. Мне любопытно было взглянуть, что же получилось в итоге, поскольку
проект мне показался очень сложным – и с точки зрения архитектуры, и в отношении исполнения
Я увидел, что получилось очень здорово! Качество строительства и архитектуры выставочного комплекса, на мой взгляд, очень высокое. Для себя я отметил однозначный прогресс за 8-летний период и в качестве исполнения, и в применяемых строительных материалах и технологиях. Это очень хорошо,
поскольку для города важно развиваться, не стоять на месте, не почивать на лаврах
Сегодня в сфере градостроительства и архитектуры, чтобы стоять на месте, нужно очень быстро бежать – постоянно придумывать что-то новое, стремиться стать лучше и лучше. Иначе ты начнешь проигрывать в глобальной конкуренции городов и идей.
Что еще можно сказать о новой (для меня, во всяком случае) Астане? Если остановиться на выставочном комплексе ЭКСПО, то, на мой взгляд,
следующим шагом в развитии этого пространства должно стать его осмысление и наполнение функцией
Место классное, однако важно, чтобы оно и дальше развивалось, и прогрессировало, а не стагнировало. Город вложился в комплекс и хороший принцип, которого следует придерживаться, когда на один вложенный государством рубль привлекается 10 рублей инвестора.
Так в принципе и происходит – рядом с ЭКСПО появился торгово-развлекательный центр и гостиница. Однако пока это пространство выглядит безлюдным и пустоватым. Объемы пока гораздо больше, чем насыщение.
Нужно
подумать, как превратить этот район в новый центр городской жизни. Отмечу, что город должен быть полицентричным,
а потому нужно решить, что бы еще туда можно привести, чтобы поднять престиж жизни в этом районе, чтобы люди хотели туда переезжать, жить и работать там. Причем я уверен, что такая работа уже ведется властями Астаны.
Еще один важный, на мой взгляд, момент для Астаны.
В современной урбанистике очень
актуальна тема комфортных общественных пространств. Однако она несколько идет вразрез с астанинским климатом
Насколько я помню, в Астане очень холодно зимой, жарко летом, плюс к этому сильные ветра и большие пространства. Что я запомнил за время проживания в Астане, так это то, что
здесь очень неуютно находиться на улице – желания пройтись и прогуляться по вечерней Астане особо не возникало
Очевидно, что нужны какие-то решения для того сделать городскую среду, общественные пространства более комфортными, располагающими к прогулкам. Например, рассмотреть возможность высадки больших деревьев.
Астана озеленяется, но, как правило, высаживаются маленькие деревца – пока они вырастут, пройдет десятилетие. Мы вот в свое время задались целью высаживать в Москве максимально большие деревья – такие вы можете увидеть на Садовом кольце, на Тверской.
Такие решения могут создать комфортную среду для горожан, вывести их, наконец, в общественные пространства
В завершение хотел бы подчеркнуть, как важно обмениваться опытом и идеями российским и казахстанским архитекторам и градостроителям. Это придает импульс развитию наших городов.