По мнению аналитика, Поднебесная желает дирижировать Евросоюзом вместо США.
Наращивание Китаем «экономических мускулов» серьезно беспокоит европейцев, считает Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований. В Евросоюзе считают, что во взаимоотношениях с ними Китай «метит на место США». В Пекине изучили европейские противоречия и дождались момента, когда разрушился блок Германии и США. Момент для активного вхождения в Европу настал. И что теперь со всем этим делать самим европейцам — не очень понятно. Об этом Колташов пишет в материале, опубликованном на сайте Евразия.Эксперт.
Противоречия США и ЕС нарастают, и это безмерно беспокоит элиты Старого Света. Они
ищут способы отсрочить или ослабить начавшуюся торговую войну с Соединенными Штатами
Между тем европейцев все более беспокоит новая сила – Китай. Его экономическая экспансия дает понять, что ЕС слишком долго был занят мелкими вопросами. И в результате пропустил нечто важное. Пропустил китайскую игру.
Китай и Россия вытесняют Евросоюз из Центральной Азии
«Американский кризис» 2008-2009 годов многие в Европе восприняли как шанс для себя. Правящие круги видели возможность повысить вес ЕС в мире. Это нашло отражение в усилении евро по отношению к доллару. Американцы боролись с тяжелым банковским кризисом, ЕС – с некоторыми частными бедами, им порожденными. Только постепенно выяснилось, что
рост правительственных долгов создал угрозу дестабилизации рынков не только в Европе, но по всему миру
США к этому моменту сумели оседлать кризис. Барак Обама предложил Европе Трансатлантическое партнерство — план сотрудничества нового типа. Он был уверен, что европейцы пойдут на сделку и партнерство будет создано еще в 2014 году. Однако и в европейской экономике произошло оживление, начавшись позднее, чем в США, и проявившись иначе.
К тому времени как Вторая волна мирового кризиса дала о себе знать, бизнес и бюрократия ЕС (особенно Германии) вчитались в проект Партнерства.
Сделка была фантастически невыгодна для Европы
Особенно не хотела ее Германия.
В 2013-2014 гг. началась новая волна мирового кризиса, определившая рост противоречий между США и ЕС. В 2018 году стало ясно, что новый глава США не заинтересован терпеть европейские товары на американском рынке. И тут в Европе заметили и оценили Китай.
Он извлек все выгоды из описанных противоречий и тихой сапой проводил свою экспансию
Китай более умело использует противоречия между другими странами и рассчитывает добиться со временем многого внутри самого ЕС.
Европейским же правящим кругам нужно будет в итоге признать, что без Китая в Евразии не обойтись и он гегемон региона. Но реализуется ли такой сценарий? Не найдут ли европейские нации свой путь?
США и Китай развязали торговую войну — рынки отреагировали падением
Германия как гегемон ЕС в 2016-2018 гг. сумела нейтрализовать Великобританию и Францию. Позиции Германии укрепились, хотя Трамп и призвал летом 2018 г. французского президента развалить ЕС.
С другой стороны, противоречия внутри ЕС обнажились в 2018 г. в силу споров о «Северном потоке-2» и миграционном вопросе. Однако еще более важным вызовом для Евросоюза и его германского лидера должен считаться форум Китая и стран Центральной и Восточной Европы, состоявшийся в Софии в июле 2018 года (формат 16+1). Как бы нейтрально ни формулировали вопросы его повестки, очевидно следующее:
Поднебесная хочет наравне с США быть невидимым членом ЕС
Она заходит с «черного хода», но может получить очень сильные позиции.
Китайский капитализм вырос и окреп. Он больше не является периферийным и даже полупериферийным. Хотя экономика Поднебесной зависит от американского и иных внешних рынков очень сильно, товарные рынки планеты зависят от китайского импорта еще больше.
Окончание Второй волны кризиса и начало оживления совпало с приходом в большую политику Трампа. Он первым из политиков сформулировал, что интересы национального рынка и капитала отныне стоят выше всего. С ним в мировую практику вернулся прямой и решительный протекционизм.
Началась эра нового меркантилизма, экономической политики, основанной на вмешательстве государства в дела торговли, движения капиталов и производства в интересах национального рынка.
Товары из ЕС, Китая и России практически одновременно подверглись ограничительным мерам
При этом Евросоюз оказался не готов к охлаждению отношений с США. Китай и вовсе оказался уязвимым более всех. Из этого Пекин сделал вывод, что нужно усилить свое влияние в Евразии, ЕС и на подступах к нему. Сам же Евросоюз не должен вырваться из пут «свободной торговли».
Отразится ли торговая война между США и Китаем на экономике Казахстана?
Европе не нужны портфельные инвестиции Китая, они ослабляют местный бизнес и могут поставить производство в зависимость от китайских материнских компаний. Профсоюзы и левые партии в ужасе от возможности переноса в Европу китайский практики эксплуатации труда. Беспокоит и коррумпированность правительств бедных стран.
КНР может перекупить их у американцев или с помощью кредитов вывести из зависимости у Германии и других «богачей севера»
Сама возможность форума в Софии пугает страны еврозоны.
Китай со своими огромными денежными ресурсами имеет возможность использовать слабые стороны европейского «общего дома». Которые в Берлине и Брюсселе привыкли считать выгодными для себя. Это
размытость структуры ЕС, наличие здесь центра и угнетенной периферии
В Пекине изучили европейские противоречия и дождались момента, когда разрушился блок Германии и США при участии Великобритании как вспомогательного партнера. ФРГ все сложнее удерживать контроль над процессами в Европе. Китайские же бизнес и бюрократия видят отличный момент для активизации вхождения в Европу.
Китай сменил милость на гнев и готов положить конец доллару
Евросоюз удобен Китаю своими слабостями, пусть он и защищается пока от китайской корпоративной экспансии.
Китай стремится к тому, чтобы,
используя все противоречия, невидимым образом войти в ЕС и дирижировать им вместо США
Американский правящий класс не смог вырвать у еврократии привилегий для своего бизнеса. Поднебесная на данном этапе в этом не нуждается. Потому
китайская риторика может быть приятна для руководителей бедных европейских стран
Форум в Софии вызвал бурное негодование в европейской прессе. Однако кроме этого следовало бы проанализировать, как вышло, что Китай все более зримо входит в жизнь Европы.
Кто и при помощи каких соглашений создал в ЕС бреши, ныне столь подходящие КНР?
Была ли хорошо продуманной политика «войны санкций»? Что делать с американским нажимом и тихим непрямым китайским вхождением в ЕС? На все эти вопросы должна найти ответ прежде всего Германия. Важен он будет и для Франции.
Новые правила игры: Трамп наступает, Китай диктует условия
Большого потока китайских инвестиций (тем более прямых) нет и не будет. Так как КНР ищет возможность сбыта своей продукции и контроля над сырьевым производством на местах. Китай не интересует экономическое развитие стран Европы, и это погубит его планы.
Пока в Пекине сделали вывод, что встречи в формате 16+1 нужно устраивать реже. Работать же надлежит более осторожно, рассказывая о выгодах торговли с Китаем и пользе его возможных инвестиций.
Более активно Китай может показывать себя в Сербии и других странах, не входящих пока в Евросоюз
Китайские кредиты для правительств должны стать дешевле, чем европейские, что также поможет показать «мягкость КНР».
Увы, на богатом севере ЕС уже сообразили: Китай проскальзывает на место США. Пусть оно и не вакантно пока, пусть НАТО и сохраняется, а прямой угрозы для элиты ЕС пока нет, но в перспективе она очень велика. Особенно уязвимой является Европа в силу приверженности «свободной торговле», которая ныне более всего в мире выгодна Китаю.
Поднебесной не удалось превратить в своих «троянских коней» Венгрию, Грецию или Чехию. Общественность не была в восторге от китайских вложений, а власти ЕС внимательно следили за китайской активностью. И все же
главной причиной неудачи является скупость китайской стороны и ее принципиальное стремление давать работу китайским гражданам и заводам,
поставщикам техники (ситуации с дорожными подрядами в ЕС).
При всех признаниях в любви к «свободной торговле» китайское руководство держится протекционизма. Просто это протекционизм дальних рубежей.
Фирмы из КНР учатся правилам ЕС, но это никак не меняет места Европы в китайской экономической стратегии. Это место отнюдь незавидно.
США и Китай развязали торговую войну — рынки отреагировали падением
Китайская игра в Европе не ставит сама, но обостряет объективно давно стоящий вопрос о новой, не неолиберальной и глубоко интегрированной Европе. Много веков назад наличие здесь конкурирующих наций было преимуществом, фактором развития капитализма.
Сейчас Китай в овечьей шкуре стоит у ворот неолиберального «общего дома». Одновременно нажимают США. Для европейских стран было бы логично поставить вопрос о снятии всех междоусобных споров при помощи нового плана объединения. Но возможно ли это? Вероятно,
сначала мировой кризис должен породить еще одну волну,
а Китай и США больше показать свои амбиции.