Президент авиакомпании Air Astana Питер Фостер рассказал о своем служебном романе, о том, почему из многих стран мира выбрал именно Казахстан, и о том, что именно хочет забрать с собой в Англию.
Секреты Питера Фостера: я гражданин Казахстана, но считаю себя британцем!
— Питер, вы объездили полмира, работали в разных странах. Как же получилось, что вы остались здесь, в Казахстане, и что вам здесь так понравилось?
— Когда тебе 20 лет и ты мечтаешь посмотреть весь мир, никаких препятствий к осуществлению своих планов абсолютно нет.
Когда я был молод, даже не представлял, что когда-то буду работать в Казахстане. И когда 12 лет назад меня позвали в вашу страну, я воспринял это как приключение. Я должен был пробыть здесь полгода, но до сих пор здесь.
— Какие первые эмоции, впечатления, мысли у вас ассоциируются с нашей страной?
– Все было хаотично, если честно. Первые месяцы работы были очень тяжелыми, напряженными, было очень много конфликтов. Однако несмотря на рабочие проблемы и вообще проблемы, с которыми я здесь столкнулся, внутри меня зарождалась мысль, что Казахстан станет моим домом. Внутри меня что-то екнуло, сердце что-то подсказывало. Тогда
я думал: если я выдержу здесь 6 месяцев, это будет моей самой лучшей работой
— Значит, предчувствие?
– Да, у меня было шестое чувство. Я знал, что меня здесь что-то ждет.
— С чем были связаны конфликты?
– Компания была маленькая и очень молодая. И как в любом стартапе, практически ничего не работало. Очень сложно было закрутить все процессы так, чтобы они были слаженными. И это нормально, абсолютно нормально. Проблема была в том, что
многие очень нетерпеливы и хотели быстро и сразу же получить результаты
И первый вопрос, который они задавали в правительстве: «Почему Joint Venture? Почему совместный бизнес-проект с британцами? Почему вообще иностранцы работают с национальными компаниями?»
Это сегодня мы знаем, что Air Astana – часть нашей жизни и успешная авиакомпания. Но тогда никто об этом не знал. Почему здесь иностранцы, почему здесь происходят изменения? Почему мы не можем сами? Был самый настоящий хаос.
— Как-то в СМИ появились скандальные статьи о вашем конкуренте — компании SCAT. Писали даже, что в Казахстане должна быть только одна компания Air Astana. Насколько сильны ваши конкуренты?
– Я не хочу выглядеть человеком, который неуважительно относится к SCAT, Bek Air, Qazaq Air.
На самом деле наши самые сильные конкуренты – это «Аэрофлот», все остальное совсем неважно
— В свое время выходила программа «Секунды до катастрофы». Вам не страшно после просмотра такого работать в авиакомпании?
– Я не видел именно эту программу. Но я смотрел Национальный географический канал, где есть похожая передача Air Disasters. Глядя эти фильмы, мы учимся на ошибках других. На самом деле воздушный транспорт несет некоторые риски, которые возможно минимизировать. Но ты никогда не можешь быть уверен на все 100 процентов. Наша работа как раз заключается в том, чтобы обеспечить безопасность. О политике Air Safety я могу долго говорить, но это будет скучно. Одним словом, мы к этому вопросу очень серьезно относимся.
— Все же у нас женская передача и мы хотим вам задать неудобные вопросы. Вы мужчина интересный и, судя по всему, большой любитель приключений. Италия, Франция, Бруней, Гонконг, Казахстан… Как много женских сердец вы разбили?
— После 35 лет работы в авиации сложно подсчитать, но у меня есть очень интересные воспоминания (смеется).
— Известно, что у вас закрутился роман с нашей соотечественницей, при этом вы были женаты.
— Это очень личный вопрос. Бывает, что в жизни ты встречаешь любовь всей своей жизни. Иногда это происходит в юношестве, но очень грустно, когда встреча случается к концу жизни. Я счастлив, что у меня это произошло в середине жизни. И да, все началось со служебного романа.
— А кто сделал первый шаг?
— Хороший вопрос. Думаю, что умная женщина флиртует очень осторожно и делает так, что мужчина думает, будто он сделал первый шаг. И я так думал поначалу, но теперь считаю, что это была Татьяна.
— Вы производите впечатление открытого доброго человека. Что помогает вам управлять огромным количеством людей?
— Думаю, опыт и образование. Я учился в университете в Кембридже на историческом факультете, затем во Франции изучал бизнес-администрирование. Я 15 лет отработал в одной из лучших авиакомпаний мира Cathay Pacific.
Мне пришлось привнести в Air Astana дисциплину и культуру сервиса, обучать людей с нуля. Все, чему я научился в Cathay Pacific Airlines, я принес в Air Astana. Это что-то вроде сopy-paste. И я верил в казахстанцев, верил, что у них есть потенциал, что они смогут все сделать.
Поверьте,
я работал во многих странах мира, и не все из них имеют внутренний стержень. В Казахстане он есть, и мы это доказали
— А почему вы выбрали именно авиацию?
— Возможно, я мог бы стать банкиром и заработать намного больше денег. Я мог работать в Лондоне на биржевых фондах. Мои друзья, которые учились со мной в Кембридже, устроились в банковскую финансовую сферу и стали очень богаты. Но для меня, когда я был очень молод, были важны бизнес-путешествия, это стало мечтой максималиста.
Я хотел работать в компании, которая сводит людей вместе, делает какие-то большие проекты, открывает для меня новые горизонты, приключения. Если ты отдаешь себя новым эмоциям, новому опыту, ты отдаешь свой ум.
— Эйр Астана – это ваше последнее приключение? Или еще будут?
— Эйр Астана стала частью моего сердца. Было бы странно, если бы я сейчас пошел искать другую работу. Но ты никогда не можешь говорить «никогда».
Я люблю Air Astana, я люблю Казахстан. Но все же я здесь чужой, я иностранец
И я останусь здесь настолько, насколько буду востребован. Я резидент, но все же считаю себя британцем. Мы очень гордимся своим маленьким островком. Ты можешь забрать часть Британии из Британии, но ты не сможешь забрать Британию из британца.
— Посоветуете ли вы своим сыновьям идти в авиацию?
— Я порекомендовал бы детям идти за своей мечтой. Я считаю, что все должны делать то, что хотят. И я не буду влиять на их решение.
— Многие казахстанцы хотят жить в Лондоне, Нью-Йорке. А у вас все наоборот. Почему?
— Трава у соседа всегда кажется зеленее. Я поддерживаю тех, кто уезжает в другие страны. Люди могут прочувствовать другую культуру, другой менталитет, обогатиться. Чем больше мы понимаем друг друга, тем меньше возникает трений между странами.
Я очень надеюсь, что те, кто уезжает из Казахстана и сейчас живут в других странах, это временно, и что они когда-то вернутся на родину обогащенными и поделятся этим духовным богатством со своей страной. То же самое случится и со мной.
В один прекрасный день я вернусь в Англию, обогащенный казахстанской культурой
— Ваш любимый исторический персонаж?
— Надеюсь, меня не примут за шовиниста, если я выберу британского героя? Историческая фигура, в которую я влюблен – это граф Веллингтон.
Уважаю Джорджа VI, отца нашей королевы. Он никогда не хотел быть королем, но став им, сделал очень многое для нашей страны. Он пожертвовал своим здоровьем и жизнью. Он столько сделал для Англии, сколько не сделал ни один король. Такие люди заслуживают огромной любви.
— Вы офицер Ордена Британской империи. Такое звание дается за заслуги перед государством?
— На самом деле в Англии как таковой империи уже не осталось, лишь ее небольшие островки. Мне дали рекомендацию из британского правительства за сервисы в Казахстане.
Air Astana позиционирует себя как компания с двойной ментальностью – казахстанской и британской
Мы берем самое лучшее от двух стран и вместе мы сильнее.
— Как вам казахская кухня? Если вы будете уезжать, какие продукты вы положите в свой чемоданчик?
– Я заберу казы и баурсаки.
— А что бы привезли сюда из Англии?
– Рождественский пудинг, приготовленный моей мамой. Успех Air Astana – это чай, баурсак и йоркширский пудинг.
Полную версию интервью смотрите здесь.
На искренность Питера Фостера вызвали Алима Унгарбаева, Ирина Ажмухамедова, Гульбахор Хасанова.