В ближайшие несколько лет уровень преступности в Казахстане не сократится. Эксперты уверены в этом как один.
Гуманизация уголовного законодательства в Казахстане, которая сейчас проводится, должна быть более продуманной, к этим вопросам нужно подходить дифференцированно. Этого мнения придерживается адвокат Бахтияр Галимжанов.
— Гуманизация бывает двух видов — это декриминализация преступлений, или смягчение наказания, и амнистия. Во втором случае,
если человек несколько раз совершал тяжкие и особо тяжкие преступления, выпускать его под амнистию крайне неразумно,
— считает адвокат.
Эти слова заставляют вспомнить дело Назерке Арип, 18-летней девушки, которая была изнасилована и убита таксистом Курбаном Исхаковым. Как выяснилось,
до этого убийства он был трижды судим – за кражу, грабеж и убийство
В первые два раза его освободили в зале суда, а в третий — за убийство — ему назначили 11 лет. Однако на свободу он вышел уже через шесть лет за «хорошее поведение», что и привело к страшной трагедии.
Нуралы Киясов, подозреваемый в убийстве Дениса Тена, в 2015 году также был судим за угон автомашины, но был отпущен в зале суда. Второй подозреваемый
Арман Кудайбергенов был судим за грабеж и осужден на один год ограничения свободы
Между тем адвокат Джохар Утебеков, разобравшись в деле Кудайбергенова, считает, что по факту там был групповой разбой.
— Пять лет назад Кудайбергенов с «корешами» в Байконуре отобрали у парня телефон, повалили на землю и до полусмерти избили. Согласно заключению судмедэксперта, потерпевшему был нанесен вред здоровью средней тяжести. Хотя у него была расколота голова, а это смахивает на тяжкий вред. Впрочем, и средняя тяжесть со 100%-ой вероятностью указывает на разбой и отграничивает его от грабежа – более мягкой статьи УК.
Да даже легкий вред здоровью при ударах по голове относят к разбою, а не к грабежу!
За групповой разбой предусмотрено наказание от 5 до 10 лет, — отмечает адвокат, считая, что если бы преступника осудили по всей строгости закона, это помогло бы предотвратить страшную трагедию.
Бахтияр Галимжанов считает, что даже небольшое преступление, такое, как кража телефона, не должно оставаться безнаказанным. С другой стороны, по словам адвоката, если преступник отбудет данное ему по всей строгости закона наказание, сложившаяся тюремная система сама способствует тому, что человек за решеткой окончательно становится на путь беззакония.
— Даже если по своей психологии и сознанию он не является преступником, при попадании в тюрьму менталитет меняется. Выйдя на свободу, он не видит иных способов заработать себе на хлеб, кроме как грабить и убивать.
Кроме того,
у нас нет программ реабилитации преступников
Массово не практикуется создание для них рабочих мест, обучение профессии. Вот если взять США, там реабилитация осужденных развита очень хорошо, — отмечает Галимжанов.
Адвокат убежден, что
в ближайшие годы преступлений в Казахстане меньше не станет
— Для того чтобы их стало меньше, нужно, чтобы система правоохранительных органов работала эффективно. Я вообще против, чтобы в нашем уголовном кодексе присутствовало такое понятие, как «уголовные проступки».
Я за старую модель, в которой фигурируют только преступления
Потому что много статей из кодекса об административных правонарушениях перешли в Уголовный. И в данном случае я не вижу гуманизации. Например, у нас есть статья за разжигание социальной, сословной и религиозной розни.
Если уж на то пошло, сословий у нас нет — мы не в феодальном обществе живем. А во многих развитых странах такой статьи и вовсе нет. Поэтому я выступаю за декриминализацию этой статьи и вообще ее удаление из Уголовного кодекса, — говорит адвокат.
Не помогла в поимке преступников и введенная в начале 2017 года временная регистрация граждан.
— Я изначально говорил, что этой нормой невозможно пресечь преступность. Она принималась скорее для борьбы с терроризмом и экстремизмом. Но по сути, какой террорист или экстремист, зная, что будет совершать террористические акты, приедет и временно зарегистрируется по месту жительства? Скорее всего эта норма была принята просто вслед за Россией. Но я считаю, что
институт регистрации по месту жительства давно себя изжил
По сути, это тот же самый институт прописки, который был во времена СССР. Отмечу, что конституцией у нас предусмотрена свобода передвижения граждан. В развитых странах сегодня немного другая система — привязка к налоговому или социальному органу. Ну а в целом такие меры, как регистрация, не могут способствовать сокращению преступности, — заключает адвокат.