Пока не начнет работать персональная ответственность — ситуация не изменится, считают эксперты.
Накануне премьер Кыргызстана Мухаммедкалый Абылгазиев пригрозил вплотную заняться оценкой работы глав регионов. При этом уточнил, что «деятельность будет оцениваться в конце года по количеству созданных там рабочих мест».
Кое-кто из экспертов считает, что у нас тоже пора начать оценивать работу чиновников (и не только акимов). А по итогам принимать «управленческие решения». Но количества новых рабочих мест для этого явно недостаточно.
По мнению политолога Султанбека Султангалиева, создание адекватного способа оценки эффективности чиновников — давняя проблема.
Казалось бы,
не такой уж и сложный вопрос, но носит политический характер
И напрямую касается всей системы государственного управления в целом. Которая, по мнению Султангалиева, не блистает качеством и эффективностью.
— Полагаю, что все граждане страны в большей или меньшей степени сталкивались в повседневной жизни с разжиревшим и равнодушным, зачастую удивительно некомпетентным бюрократическим аппаратом, — сказал он.
Для действительно объективной оценки Султангалиев предложил первым делом
отойти от критерия полноты освоения бюджетных средств
Этот метод эксперт назвал «пагубным и абсолютно иррациональным».
— Как у нас в стране к этому подходят? Освоил средства, то есть вбухал бюджетные деньги в какой-либо проект, и ты молодец. А о качестве и его общественной значимости никто не задумывается.
Именно поэтому наш асфальт уходит вместе со снегом, бордюры меняются ежегодно,
а с помпой открытые предприятия элементарно простаивают и незаметно исчезают в неизвестном направлении, — посетовал политолог.
По мнению эксперта,
беда в отсутствии персональной ответственности чиновника
Бывает, что человек разваливает порученный участок работы, но не несет никакого наказания. Султангалиев подчеркнул, что вместо наказания его переводят на другую, как правило, более высокую должность.
Почему в Казахстане не выполнена госпрограмма по антитеррору?
— Я специально не поднимаю вопросы коррупции и непотизма, хотя все мы прекрасно понимаем, что это звенья одной цепи, — уточнил он.
Вторая проблема — это неподконтрольность исполнительной власти обществу.
— В казахстанском социуме имеется явное противоречие между обществом и властью, которое невозможно устранить без кардинальной модернизации и глубинных реформ политического характера, — считает политолог.
Критериев оценки деятельности чиновников не должно быть много, считает политолог. Иначе мы просто снова «утонем в бумажных отчетах и бравурных реляциях».
Во-первых,
эффективность работы должна определяться с помощью масштабного опроса населения
И при этом в первую очередь распространяться на акимов всех уровней, поскольку об их выборности остается только мечтать.
Второй критерий —
эффективность освоения бюджетных средств, которая в идеале должна определяться независимой комиссией
Третий — публичность чиновника. Он легко определяется по количеству брифингов, встреч с населением и отдельными гражданами, выступлениями в СМИ.
Политолог Замир Каражанов тоже назвал три основных критерия, по которым стоит оценивать эффективность работы чиновников. И первый из них — создание новых рабочих мест и сокращение безработицы.
Правда, здесь политолог видит сразу два подводных камня. Во-первых, огрехи отечественной статистики, о которых говорят постоянно и
многие официальным данным просто не доверяют
Второй камень (кстати, он тоже влияет на статистику) — такое понятие, как «самозанятое население».
Налог на самозанятых работать не будет — экономист
— Из-за этих причин нет реальной и однозначной картины безработицы в стране. Та же прослойка «самозанятых» очень большая — 30% от экономически активного населения. Сейчас ясно только одно — проблема присутствует и тенденция не самая радужная, — сказал Каражанов.
Особо он подчеркнул, что
на фоне безработицы растет и сопутствующая коррупция
Чтобы получить рабочее место, зачастую приходится давать взятку.
Ни работы, ни денег: от чего и куда бежит молодежь?
И если раньше это касалось действительно хороших вакансий, сейчас порой
продаются и рабочие места вахтеров
Следующим критерием политолог назвал качество жизни населения. Тут скорее оценивается эффективность и всего правительства, и вдобавок всех акимов. Сюда входит обеспеченность услугами здравоохранения, качественным образованием и так далее. В общем, всем, что делает жизнь комфортной. И тут, по словам Каражанова, тоже большие проблемы.
Парадоксы безработицы в Казахстане: растет дефицит рабсилы и число неработающих
— Принимались различные госпрограммы по чистой воде, образованию и здравоохранению. Но мы все прекрасно знаем, что исполнялись они кое-как, а иногда и вообще срывались, — сказал политолог.
Каражанов согласен с коллегой, что
причиной срывов и неисполнения стало отсутствие персональной ответственности
Далее, третьим и самым важным критерием Каражанов назвал развитие малого и среднего бизнеса в стране. Если речь об акимах, во вверенном регионе (городе), по мнению Каражанова, сейчас МСБ у нас развит слишком плохо.
Каждый третий город в Казахстане может стать призраком
— В любом крупном городе мира стараются долю МСБ увеличивать до 60 процентов. У нас он сосредоточен в Алматы, более-менее в Астане, а в регионах — кот наплакал. Причем
в официальных данных по Астане я сильно сомневаюсь,
— сказал эксперт.
Каражанов напомнил, что тему МСБ поднимали, когда говорили о развитии моногородов. Крупные предприятия во многих из них отжили свой век, но средних и малых почти не появилось.
— В результате
все население сидит без работы либо на каких-то пособиях,
— сказал эксперт.