18+
Нур-Султан
Сейчас
13
Завтра
4
USD
385.96
-0.74
EUR
423.78
-3.37
RUB
6.03
-0.03

5 трендов экономики Казахстана в 2018 году — Своик

1106

Эксперт назвал глубинные причины падения тенге в 2018 году.

Курс тенге к доллару опустился до 340 — самые пугающие прогнозы экспертов пока не оправдались. Национальная валюта не достигла отметки в 380-400, как прогнозировали некоторые аналитики в январе. Правда, большинство радикальных прогнозов относилось к концу 2018 года, так что, возможно, все еще впереди. Но чего ждать от осени?

Экономист Петр Своик назвал основные тенденции казахстанской экономики, которые и должны подтолкнуть правительство к определенным действиям.

1. Затухающая модель

По его словам, сегодня экономика Казахстана находится в финальной, затухающей стадии экспортно-сырьевой модели.

Основными показателями таковой является не только упор на добычу сырья, но и отсутствие собственной монетарной потенции

и обеспечение финансирования за счет внешних ресурсов.

Национальный банк в такой экономике осуществляет только обменную эмиссию. Соответственно, местные деньги попадают в несырьевой цикл для его развития только в случае избыточности долларового платежного баланса страны. А коммерческие банки для своей деятельности занимают исходные деньги за границей и являются дистрибьюторами внешней банковской системы.

П. Своик

— И такой цикл находится в стадии естественного затухания. Количественный рост экспорта для нас был достигнут уже несколько лет назад. И на этом остановлен. Количественно не растет практически ничего, включая добычу нефти, даже с учетом Кашагана.

2. «Хронические болезни»

Что касается монетарного внешнего обеспечения, оно тоже затухает. Потому что после кризиса 2007-2008 годов и известных событий с «Альянс-Банком» и БТА-Банком

банки Казахстана фактически лишены возможности занимать деньги за границей и питаются только за счет собственных запасов

К тому же, в такой экономике, которая больше расти не может, как изношенный организм, подходящий к своему естественному увяданию, проявляются различные «хронические» болезни. Некоторые накоплены еще в ранний период, а вылезают только сейчас, — отмечает Своик.

Среди таких болезней он выделяет, во-первых, необходимость обслуживания внешнего долга, которая выводит из страны по несколько десятков миллиардов долларов каждый год.

— Только за последние пять лет на обслуживание долга размером 167,5 млрд долларов было выведено 208 млрд долларов

Это непосильный груз, под давлением которого слабеет и тенге. Приходится тратить резервы Нацфонда, нет ресурсов для развития, — отмечает он.

Во-вторых, происходит вывоз доходов иностранных инвесторов на ранее вложенные инвестиции.

— Нетто-инвестиционная позиция Казахстана в глубоком минусе. И он усугубляется каждый год, — утверждает экономист.

3. Банковский кризис как следствие

А у правительства при этом появляется много нерешенных задач. Но

правительство вместе с Нацбанком нерешительны как никогда

— Если цикл заканчивается, нужно искать способы радикального омоложения, продления. Нужна повышенная энергия и повышенный креатив правительства. Но и правительство, и Нацбанк тщательно стараются не влезать в проблемы и убегают от них. В итоге возникает банковский кризис.

Несколько триллионов тенге уже закачано в банковскую систему. Она не обрушена, но и не развивается

Тенденции этого года — это

  • сокращение кредитной массы экономики,
  • перенос акцента с кредитования производства на потребительское кредитование,
  • закредитованность населения, которая из-за безденежья только усиливается.

Что делать, ни Нацбанк, ни правительство не знают. Про дедоларизацию уже даже и разговоров не ведется, про сокращение инфляции до 4% тоже уже неприлично говорить после того, как тенге снова поплыл за 340. В общем, что делать с банками, правительство не знает, — говорит экономист.

4. Назрела необходимость реформ в ЕНПФ

Проблема формализации самозанятых сегодня ставится государством во главу угла. Своик это связывает с банковским кризисом.

— Министра труда и соцзащиты сменили. И новый собирается направить в парламент законопроект о введении единого социального платежа. Это может быть и правильно, но формализацию не обеспечит. Почему это связано с банковским кризисом? Потому что, с одной стороны, формализация является очень важной проблемой — от нее зависит дальнейшее функционирование накопительной пенсионной системы, а также ввод социального медицинского страхования, которое правительство безуспешно пытается реализовать. Без полного охвата ничего не получится, а у нас и половинного пока нет.

Выход только один: сделать выгодным для граждан накопительство и для пенсий, и для медицинских страховок

Накопительную пенсионную и страховую системы надо бы объединить и сделать так, чтобы граждане, в том числе и неформально занятые, безусловно, участвовали бы в таком накопительстве с выгодой для себя.

Надо сделать эту систему прибыльной по сравнению с инфляцией — обязательно обеспечивать хотя бы 2% сверх инфляции. Нужно, чтобы система стала альтернативой банкам. То есть люди, вкладывая туда деньги, должны за это иметь какие-то преференции. К примеру,

  • у людей должно быть право получения кредита под залог своих же собственных накоплений,
  • право на использование накоплений для приобретения жилья,
  • свадьбы и рождения ребенка,
  • для получения образования,

— предлагает Своик.

5. Проблема тарифов

По мнению Петра Своика, проблема, связанная с тарифами, настолько хроническая, что про нее даже регулярно не говорят.

— Тарифы растут, и это палка о двух концах. С одной стороны, этот рост становится все более обременительным и для населения, и для экономики. С другой стороны, этот рост никак не помогает самим же монополистам, так как степень изношенности основных фондов в электро-энергетике и ЖКХ не уменьшается, и

потребность предприятий тепло-, газо-, водо-, элекстроснабжения в новых средствах только растет

А правительство только изображает, что решает эту проблему. Уже на протяжении трех лет никак не выйдет новый закон о регулировании естественных монополий. Правительство разрабатывало его еще в позапрошлом году, потом перенесло на 2018 год, а потом на этот. Сейчас закон в парламенте, и непонятно, что там делает. А правительство не слишком сильно напирает, чтобы его наконец приняли. Потому что он ничего не решает и с его принятием ситуация нисколько не поменяется, — считает он.

Резюмируя сказанное, Петр Своик подчеркивает, что в силу объективного старения экспортно-сырьевого цикла в Казахстане вылезает  так много проблем, как никогда ранее. А у правительства и Нацбанка отсутствует желание браться за их решение.