Камза Тынышбаев рассказал историю появления Балхашского медеплавильного завода, добычи первой меди и создания города.
Совсем скоро выйдет в свет книга, рассказывающая об истории города Балхаша, которая воедино сплелась с Балхашским медеплавильным заводом. Название книги — «Судьбы балхашская орбита», автор — Камза Серикбаевич Тынышбаев, краевед и старожил города Балхаш, всю жизнь отдавший родному заводу. В своей книге автор делится историями, связанными как с прошлым, так и с настоящим завода. Но о том, что стояло за созданием книги и что не попало на ее страницы, читайте в нашем интервью.
— Как вы попали на Балхаш?
— Я приехал в этот город 58 лет назад, 2 сентября 1960 года. Тогда я был выпускником, приехал с женой и новорожденной дочерью. Я застал годы, когда Балхаш был еще довольно молодым городом. Мне даже посчастливилось застать тех металлургов, которые выдавали первую балхашскую медь.
— Расскажите, как это было?
— Впервые медь выдали 24 ноября 1938 года. А вообще Балхаш не стал бы Балхашом, если бы в той советской аграрной державе в декабре 1925 года не было бы принято решение об индустриализации страны.
В те годы в Казахстане началось строительство 90 объектов
На Коунрадское месторождение в 1928 году прибыл известный геолог Русаков, спустя год начались буро-взрывные работы, а вскоре после этого была запланирована перспектива развития цветной металлопромышленности. Под это постановление попал и наш Балхашский будущий медь-завод (он тогда так назывался). Его проектная мощность составила 150 тыс. тонн меди в год. Людям, участвующим в строительстве этого предприятия, приходилось жить в тяжелых условиях, в землянках, позднее — в бараках. Но несмотря на все трудности и лишения, это именно им удалось построить огромный завод.
— Какой основной посыл в вашей книге?
— В основном я писал о встречах с хорошими людьми — о первых металлургах, об их нелегком труде, о том, какой опыт мне удалось от них перенять. Эти люди с большой буквы стали для меня поистине ориентирами. В какой-то степени эта книга чисто профессиональная, для металлургов. Первая ее часть называется «Эволюция металлургии в Балхаше», где описывается и строительство первых агрегатов, которые выдавали первую медь, и внедрение в 1960 году более усовершенствованного оборудования.
Двумя годами ранее предприятие было преобразовано в Балхашский горно-металлургический комбинат.
В него вошел и эвакуированный завод Кольчугина по выпуску и прокату цветных металлов,
который был перемещен в Балхаш в годы войны. Он начал массово перерабатывать жезказганский концентрат. Если с момента основания завода выпускалась только черновая медь, то в конце 50-х начали производить уже катодную медь.
Так,
предприятие стало флагманом цветной металлургии в СССР, производя львиную долю отечественной меди
В 1966 году Балхаш получил орден Ленина. В 1971 году в Жезказгане было запущено собственное медеплавильное производство и начался отток богатого сырья для переработки. Имеющееся оборудование хоть и было модернизированным, но было низкоэффективным для переработки обычного «бедного» сырья. Одновременно было открыто Саякское месторождение, но оно не удовлетворяло потребностей Балхашского завода. Вот тогда начался поиск новых технологий.
— В 1975 году один из директоров того времени, Нагибин Владимир Дмитриевич, провел испытание нового процесса — плавка в жидкой ванне — который и сегодня обеспечивает устойчивую эффективную работу металлургов Балхаша. Но только 10 лет спустя этот метод был внедрен в производство. С тех пор сменилось уже не одно поколение металлургов, пришло другое время, а после развала СССР предприятие охватил кризис. Но
в 1997 году завод возглавили новые руководители и наладили рабочий процесс
Сегодняшнее благополучие металлургов — результат правильно принятых решений. Если сегодня сравнивать завод с тем периодом, когда я пришел туда впервые — это небо и земля. Взять, к примеру, запыленность: раньше там была пыль по колено, а сейчас везде асфальт и чистота.
Сегодня на предприятие просто так ни один человек не может проникнуть — территория огорожена и охраняется, для посетителей проводят инструктаж по технике безопасности. В мои первые годы работы на заводе то и дело можно было встретить праздно шатающихся людей на его территории. И это неудивительно — любой житель города мог туда проникнуть свободно.
— Город рос и развивался вместе с заводом, по сути, менялся и совершенствовался на ваших глазах?
— Когда я приехал, многие жили в землянках и бараках. Но когда начался рост производства, приехал в Балхаш председатель совета министров РСФСР Алексей Косыгин. Тогда
было принято правительственное решение по переселению людей из бараков в благоустроенное жилье
И даже в условиях его нехватки семейным людям всегда давали комнату. Дали и нам с женой и маленькой дочкой. Сначала это была комнатушка 11 кв. м, а через полгода мы получили однокомнатную квартиру.
Ежегодно строилось до 40 тыс. кв метров жилья и буквально в течение десятилетия не стало ни бараков, ни землянок
Одновременно строились детские сады, школы, был открыт дворец металлургов. Одним словом, благополучное функционирование комбината дало толчок для становления и процветания Балхаша. Это же мы видим и сегодня. Город растет, развивается, работает и живет.