Казахстан зачастую сталкивается с реальными локальными вызовами. Это и сирийский кризис, и Афганистан, и даже, казалось бы, столь далекий Корейский полуостров, конфликт на котором может негативно отразиться на положении нашей страны. Поэтому Астана активно выступает с миротворческими инициативами, считает Антон Бугаенко, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Елбасы.
Так, посредничество в сирийском кризисе важно для безопасности в Центральной Азии и в Казахстане в частности. С этой же целью активизировалась казахстанская внешняя политика на афганском направлении.
Антиядерная политика связана с печальным наследием страны и продолжает принципиальное решение Казахстана отказаться от ядерного оружия на заре независимости, утверждает эксперт.
А инициатива президента страны в отношении Корейского полуострова была инспирирована желанием
избежать противостояния великих держав, что негативно отразилось бы на международном положении Казахстана
Инициативы Казахстана на глобальном уровне отражают национальные интересы страны на уровне региональном. В то же время, не занимая определенную сторону,
Казахстан стремится консолидировать усилия других стран для решения общих проблем
Инициативы казахстанского руководства глобальны и охватывают наиболее животрепещущие вопросы, волнующие международное сообщество. Поэтому внешняя политика страны попадает в общемировые тренды, а накопленный посреднический опыт востребован в международном сообществе.
— Благодаря чему нашей стране удалось войти в число 15 ключевых государств, ответственных за поддержание международного мира и безопасности?
— Вхождение в Совет Безопасности ООН стало закономерным итогом внешнеполитической деятельности Казахстана в последние десятилетия. Астана последовательно выступала с позитивной повесткой по различным международным вопросам, от вопросов ядерного разоружения до сирийского кризиса. Многие решаемые Астаной вопросы выходят за пределы обычных, характерных для средних государств сфер интересов.
— Какая работа ведется в разрешении военных конфликтов в Сирии и Афганистане?
— Астанинский процесс является важной переговорной площадкой для региональных и внешних факторов в решении кризиса вокруг Сирии. Астанинский и Женевский формат дополняют друг друга: если в Швейцарии проходят переговоры между различными внутрисирийскими группировками, то Казахстан обеспечивает площадку для переговоров между заинтересованными государствами.
Без договоренностей между региональными игроками, контролирующими различные силы внутри Сирии, невозможно представить окончательное решение сирийского вопроса.
Именно Астана дала старт наиболее успешному на данный момент взаимодействию России, Ирана и Турции
Только в Астане стало возможным реализовать формат переговоров между региональными державами.
На афганском направлении Казахстан активизировался после вхождения в Совет Безопасности ООН. Членство в Совбезе привело не только к увеличению международного авторитета, но и к возрастанию ответственности.
Возглавляя в рамках ООН рабочую группу по Афганистану-Талибану, Казахстан обратил внимание на афганский вопрос, имеющий критически важное значение для безопасности Центральной Азии.
Таким образом, произошло
возвращение Астаны в регион и осознание себя не только как евразийской, но и центральноазиатской державы
В связи с этим усилия Астаны в Афганистане имеют также эффект и для центрально-азиатской кооперации.
— Какие оценки дают зарубежные эксперты деятельности РК в миротворчестве?
— Наиболее ярким примером оценки деятельности казахстанской дипломатии является речь занимавшего пост госсекретаря США Рекса Тиллерсона (в период с 1 февраля 2017 года по 31 марта 2018 года — прим. ред.).
В этом выступлении, критикуя северокорейскую ядерную программу, он
апеллировал к Казахстану как противоположному примеру страны, отказавшейся от ядерного оружия
В целом же усилия Казахстана на мировой арене находят отклик у заинтересованных сторон. Так, переговоры по Сирии в Астане были поддержаны всеми региональными силами, в то время как
казахстанский курс в Афганистане одобряется и поддерживается США и центральноазиатскими странами