Курение в современном мире воспринимается как безусловное зло, несущее серьезные риски для здоровья, а курильщики регулярно подвергаются остракизму. В то же время сами потребители, прекрасно информированные о вреде, нередко воспринимают отношение общества и регуляторов к себе как покровительственное и порою невнимательное к их действительным проблемам.
Все вышесказанное и много другое обсуждалось на сессиях Глобального Никотинового Форума, который проходил в Варшаве. В форуме принимали участие всемирно известные борцы с курением, правозащитники, врачи и представители науки.
Джо Гитчелл, президент Ассоциации PinneyAssociates, США, подчеркивает, что в современной дискуссии о никотине и курении доминируют эмоции.
«В этом споре доминируют не факты и свидетельства, а презентации ценностей и эмоции. Регуляторы своими действиями проводят так называемый тест на крик — они делают что-то и смотрят, будут ли «кричать» представители табачной индустрии. Если да, меры считаются эффективными. Когда сигареты и никотин были неотъемлемыми понятиями, необходимости в компромиссах не было. Но современные технологии позволили отделить никотин от сигарет.
Я говорю о вейпинге, который сейчас вызывает реакцию отвращения. Опять же, люди всегда благодаря своей креативности находят причины для страха. У них искажено восприятие, они считают, что никотин является источником всех проблем», — говорит он.
Стоит отметить, что еще 25 лет назад Майкл Рассел, лондонский врач–психиатр и один из первых исследователей табачной зависимости и способов лечения от нее выступил с концепцией снижения вреда при потреблении табачных изделий.
Осознав, что с «безусловным злом» невозможно бороться в том числе из-за противодействия самих курильщиков, он заявил о необходимости предложить людям менее опасные бездымные альтернативы для курения. Такие, к примеру, как снюс, массовому использованию которого приписывают низкий уровень рака и курения среди населения Норвегии и Швеции.
Его коллега, заслуженный профессор в области Медицинской психологии отдела Эпидемиологии и Здравоохранения Университетского Колледжа Лондона Мартин Джарвис отмечает что идеи Рассела не воспринимались всерьез государственными органами, которые вместо этого пошли по пути снижения количества смолы и никотина в сигаретах.
Королевский колледж врачей Великобритании еще в 2016 году опубликовал знаковый для отрасли доклад, в котором признается, что долговременные риски, связанные с использованием бездымных систем на 95% ниже, чем с курительными продуктами. В это же время в стране наступила эпоха поддержки мер по снижению вреда для курильщиков, в частности, правительство Великобритании поддерживает меры по «переводу» курильщиков на альтернативную бездымную продукцию.
«Майкл Рассел смотрел бы на происходящее с радостью», — говорит его коллега. В то же время, по мнению Джарвиса, должны быть внедрены такие меры, которые создадут конкурентное преимущество менее вредной продукции по сравнению с традиционными сигаретами.
В Швеции, где популярен снюс, распространенность курения составляет около 5% населения страны, в Норвегии (с помощью шведского снюса) добились снижения курения почти вдвоеа. Исландия снизила распространенность курения с 14 до 9%. В Японии стал популярным нагревательный табак — за 2 года количество курильщиков сигарет снизилось на 27%. Такие изменения наступили после предоставления людям возможности выбрать продукты с пониженным риском или продолжать курить. Предполагается, что в скором будущем 40% курильщиков Южной Кореи могут перейти на бездымные продукты, а во Франции станет на 1 миллион курильщиков меньше.
На форуме неоднократно высказывались о неоднородной политике по альтернативным продуктам в мире. В этом контексте много говорилось про Австралию, где к «никотину относятся как к героину» и которую назвали кошмаром с точки зрения снижения вреда.
«Люди могут прекратить курить, но не отказываться от никотина. Австралийцы говорят, что их наказывают за то что они отказываются от курения не по правилам. Электронные сигареты приходится использовать нелегально», — высказывает свое мнение академик Джерри Стимсон, почетный профессор Лондонской Школы Гигиены и Тропической Медицины, Заслуженный профессор Имперского Колледжа Лондона.
В то же время, по его словам, победить курение в мире можно уже в течение двух десятилетий.
«Происходят невероятные изменения. Швеция, Норвегия, Великобритания, Исландия — существует большое количество примеров, когда менее вредные продукты дают возможность отказаться от курения. Мы должны избавиться от самой опасной системы доставки никотина — сигареты. Восхитительно, что решение приходит с самых неожиданных сторон — табачных компаний. Регуляторная реакция будет ключевой, здесь нужен баланс», — добавил он.
Профессор, доктор медицинских наук, вице-президент Универсальной Клиники AOI Японии Хироя Кумамару рассказал о феноменальных изменениях в своей стране: «Я считаю, что нагревательный табак лучше, потому что не происходит процесса горения и практически исключает понятие «пассивного курения». Японцы в целом любят новые технологии, доля пользователей различных систем превысила уже 20%», — говорит профессор.
Он также вспомнил неудачные попытки применения старых подходов по отказу от курения при содействии фармацевтических компаний.
«За год мы добились снижения количества курильщиков на 3%. Но были случаи, когда люди начинали снова курить. С тех пор я понял, что необходимо сменить подход к снижению вреда. Возможно, в будущем необходимо будет убедить государство одобрить потребление бездымных продуктов – они являются самым лучшим способом снижения вреда. Для этого всем участникам — и производителям, и медицинскому сообществу и самим ведомствам — необходимо провести работу», — говорит ученый.