Если до 1996 года на содержание жилого фонда расхищались бюджетные средства, то сейчас, с новым законопроектом, – деньги собственников жилья. А все потому что в жителе не хотят увидеть равноправного участника процесса управления домом.
Казахстан в 1996 году расписался в том, что не может контролировать государственные деньги на содержание жилого фонда. Выход был найден через приватизацию жилья и создание кооперативов собственников квартир (КСК), пишет Содружество.
В 2018 году новая напасть: государство
не может создать условия, чтобы не разворовывались деньги собственников жилья в многоквартирных домах
Весьма примечательно, что к закону «О жилье» 1996 года до настоящего времени не разработано подзаконных нормативных актов. На эту несуразность указывают не только общественники, но и НПП (Национальная палата предпринимателей) «Атамекен».
Концепция проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства» разработана АО «Казцентр ЖКХ» под руководством Марата Садуова.
«Попытка решить проблему в сфере управления частным жилищным фондом
через устранение собственников от реального участия в расходовании своих финансовых средств»,
– так называет суть документа Владимир Пермин, председатель ОО «Добровольное общество защиты прав нанимателей».
Устранение собственников от контроля за целевым использованием средств КСК началось еще в конце 90-х годов. Тогда
Николай Радостовец, глава антимонопольного ведомства, обвинил жителей в пассивности, из-за чего якобы сорвалась реформа ЖКХ
С этого момента и началась эпопея внесения изменений в законодательство по управлению жилищным фондом.
Особенность этого процесса состоит в том, что
каждое новое изменение приводило к ухудшению положения собственника квартиры,
о чем свидетельствует скачкообразное увеличение количества жалоб со стороны жильцов в органы государственного управления. По идее, такая
методика должна привести к социальному взрыву, но благодаря долготерпению жителей он не происходит
Любая деятельность жителя многоквартирного дома подпадает под действие сразу нескольких законов. Задача государства обеспечить такой порядок вещей, при котором все требования законов будут едиными и скоординированными между собой.
Но если мы возьмем сферу управления жилищным фондом, здесь практика такова, что каждый закон функционирует автономно и самостоятельно от других. Подобная
раскоординированность создает среду, позволяющую безнаказанно нарушать законные права собственников жилья
В мировой практике, для того чтобы требования статей разных законов били в одну точку, применяются такие инструменты как нормативные акты. Именно через них все требования разных законов согласуются и не противоречат друг другу.
Например, по такому принципу необходимо оформлять протокол общего собрания членов КСК. Листы протокола должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены печатью организации и подписью ответственного лица.
Мало того, протокол обязаны зарегистрировать в журнале учета этой же организации, а номер регистрации нужно отражать на первой странице. Отдельно действуют правила хранения таких документов как система допуска к ним и ответственность за сохранность.
«В Казахстане ни один протокол общего собрания (из тех, которые я видел) не был оформлен в соответствии с требованиями
действующего законодательства,– говорит г-н Пермин. – Мало того, требований данных норм не знают люди, в чьи обязанности входит знать такие вещи, потому что они проверяют соблюдение положений законов при оформлении документов».
Речь идет об инспекторах Управления жилья и жилищных отношений г. Алматы
Страх возмездия дисциплинирует нарушителей. Как водителей научили пропускать пешеходов на «зебрах» и соблюдать стоп-линию, так и председатели КСК, зная о качественных проверках, перестанут плодить липовые документы.
«Когда все бумажки учтены и зафиксированы, их очень трудно подменить в случае надобности
заинтересованного лица. Нет возможностей для сокрытия нарушений», – отмечает Владимир Пермин.
А госорганы, которые по роду своей деятельности должны обеспечить надлежащую работу в сфере управления жилищным фондом,
путают причины со следствием и погружаются в холостую работу
Фундаментальная
задача государства заключается в том, чтобы жилье было безопасным и по возможности максимально комфортным
Для этого государство наделило собственника жилья функциями управления жилищным фондом, контроля за надлежащим содержанием жилищного фонда и полномочиями оценивать качество работ.
Но Центр модернизации и реорганизации ЖКХ – уполномоченный госорган в Астане – вместо создания жителям условий, чтобы они могли исполнять свои полномочия, лишил их такой возможности.
В принципе, решение вопроса очень простое,
о чем неоднократно говорил президент: «Надо создать условия для того, чтобы житель мог управлять своим домом»
Но указание главы государства по факту никто не услышал, потому что
в жителе не видят и не хотят увидеть равноправного участника процесса управления домом
Доказательства – многочисленные жалобы жителей в разнообразные государственный органы. Их все объединяет
невозможность собственника квартиры реализовать те права, которыми он наделен по закону
«Все госфункционеры признают вал обращений граждан по проблемам работы КСК (не разделяя КСК и их председателей), но отказываются вникать в причину такого положения вещей», – акцентировал Владимир Пермин.
«По закону житель не отвечает ни по обязательствам КСК, ни по обязательствам председателя КСК, также, как КСК (и его председатель) не отвечает по обязательствам жителя.
Не всегда интересы КСК, его председателя и отдельного собственника совпадают, однако
в нюансы представители органов госуправления и сторонники внесения изменений в законы не хотят вникать»,
– указал председатель ОО «Добровольное общество защиты прав нанимателей».
То, что предлагается в качестве поправок к закону (дробя его нормы), на самом деле там не нужно.
«Акцент необходимо перенести на нормативные акты внутри КСК. Чтобы появился действенный механизм контроля председателя КСК по реализации решения общего собрания», – особо выделил г-н Пермин.
Жителей постоянно упрекают в пассивности при проведении общего собрания, тогда как основная работа в КСК проводится по претворению в жизнь решений, принятых на общем собрании. И этот же массив жизнедеятельности КСК для разработчиков предложений остается в тени.
«Когда все это выведут из тени, жители увидят результаты своего участия, тогда и проблем в работе КСК станет меньше,
а про пассивность собственников жилья быстро забудут», – прогнозирует Владимир Пермин.
Если до реформы 1996 года – по закону – житель не имел права распоряжаться финансами на содержание дома, а государство расписалось в бессилии проконтролировать как этими средствами распоряжаются подконтрольные ему организации, то по действующему закону собственник имеет такое право.
Правда, практически он не в состоянии реализовать это самое право, а с новым законопроектом – тем более. В итоге все пришли к тому, от чего уходили в силу тупиковости и безысходности.
Разница лишь в том, что до 1996 года расхищались деньги государства, а сейчас расхищаются деньги собственников жилья