Упоминание религии в названии министерства наталкивало на мысли о вмешательстве в гражданские права.
Из названия министерства по делам религий и гражданского общества убрано упоминание религии. Теперь оно стало министерством общественного развития. Эксперты считают, что это давно пора было сделать. Новое название лучше отражает установки светского государства, которым Казахстан и является.
По мнению историка Саттара Мажитова, это хорошее решение, от которого
гражданское общество только выиграет
Для нас приоритетно именно его формирование, что отражено и в Конституции. Религия отделена от государства, работают светские законы и так далее.
— Но вопросы религии не должны оставаться совершенно без внимания
Хотя и не думаю, что про них забудут — слишком важны они сейчас, особенно с учетом ситуации в мире и Центральной Азии, — сказал он.
Историк подчеркнул, что ведомство в свое время проделало в этой сфере огромную работу. И ее нужно продолжать, нельзя останавливать все начатые проекты, тем более, что среди них есть довольно серьезные.
Вера VS коррупция: в Костанайской области продают мечети
Правда, имеются и такие, что носят, по словам Мажитова, «формальный характер», не работают так, как должны были. Так что возможно, что последует и некая оптимизация работы ведомства.
Скорее всего, говорит историк, все эти моменты уже обсуждены прежде всего экспертным сообществом, решение принято и механизмы выработаны.
— Эксперты — это как раз один из главных инструментов, которыми должно пользоваться министерство, и не только это.
Наше сообщество пока еще не сформировано окончательно, и важно его не потерять
Слишком сложно было их собирать и до сих пор эта проблема актуальна, — сказал Мажитов.
Историк в качестве примера вспомнил две конференции, которые сам модерировал. Посвящены они были как раз экстремизму и нетрадиционным религиозным течениям.
— И тогда я увидел, что начинается большая интересная работа. Но к сожалению, она не продолжилась, — посетовал он.
Вопросы веры: что ждет религию в Казахстане?
В числе прочего, считает историк,
следует озаботиться привлечением к работе экспертов из других стран Центральной Азии
Это может серьезно помочь.
Кстати, Мажитов отметил, что экспертное сообщество — необязательно именно научное.
— Например, если разговор об экстремизме, это вполне может быть кто-нибудь из силовых структур. Кто хорошо знаком с предметом на практике, — сказал Мажитов
Политолог Марат Шибутов тоже положительно оценил инициативу по целому ряду причин. Кроме прочего, это должно хорошо сказаться на международном имидже Казахстана. По его словам,
раньше нас постоянно ругали за само словосочетание «по делам религий»
— Возьмите любые доклады о свободе совести в Казахстане и там будет критика государственного регулирования религии. И ответить на было это нечего. Потому что вот оно, целое министерство по делам религий. А
значит, есть прямое вмешательство в свободу совести граждан,
— сказал он.
Так что сейчас критика должна поутихнуть. Кроме того, политолог предложил пойти еще дальше — сократить функции и отдать все «обычным ведомствам». Видимо, рангом пониже министерства, чтобы просто следили за соблюдением законодательства.
Предмет «Общество и религия» появится в школах Казахстана
— Просто религиозные организации должны подчиняться гражданскому законодательству — платить налоги, вести учет и так далее, — сказал он.