Трамп отчаянно пытается остановить развитие ядерных технологий в Иране. При этом именно США когда-то сыграли ключевую роль в их появлении в этой стране.
Иран начал развивать ядерную программу во времена правления шаха Пехлеви при поддержке США. Страна подписала Договор о нераспространении ядерного оружия в 1968 и является членом МАГАТЭ с 1958 года.
В 1974 году началась разведка урановых месторождений и создание ядерных исследовательских центров. Также были принят план развития отрасли и создана Организация по атомной энергии Ирана. Французские, немецкие и американские специалисты вели строительство первых энергоблоков. Иранские специалисты-ядерщики проходили обучение в разных странах мира. Однако после Исламской революции 1979 года иностранные специалисты покинули Иран, реализация ядерной программы была приостановлена.
В 2004 году МАГАТЭ обнаружило неучтенные центрифуги для обогащения урана. Это стало поводом для обвинения Ирана в стремлении разработать ядерное оружие. Франция, Германия и Великобритания предлагали ему отказаться от разработок ядерной программы в обмен на предоставление технической помощи на развитие мирной ядерной энергетики. Однако пришедший к власти в 2005 году Махмуд Ахмадинежад твердо заявил о праве Ирана на создание полного ядерного цикла.
К Франции, Германии и Великобритании присоединились США, Россия и КНР и в 2006 году «шестерка» продолжила переговоры с Ираном. СБ ООН принял шесть резолюций с 2006 по 2010 год с требованиями к Тегерану прекратить деятельность по обогащению и переработке урана.
Четырьмя резолюциями предусматривалось введение и ужесточение санкций в отношении этой страны. Несмотря на это, в 2006 году был официально введен в эксплуатацию первый в Иране реактор по производству тяжелой воды, а в 2009 Иран официально направил в МАГАТЭ уведомление о начале строительства завода по обогащению урана.
В ответ на требование МАГАТЭ прекратить строительство Иран ограничил сотрудничество с международной организацией и объявил о планах строительства в стране десяти новых заводов.
После прихода к власти Хасана Роухани в 2013 году ИРИ обязалась своевременно предоставлять МАГАТЭ информацию о своих ядерных объектах, а агентство согласилось учитывать интересы Ирана в области национальной безопасности.
Иран и «шестерка» в 2015 году подписали Совместный всеобъемлющий план действий (JCPOA), СБ ООН поддержал этот документ. Согласно ему ИРИ обязуется в течение 15 лет иметь в распоряжении не более 300 кг обогащенного до 3,67% урана. Высокообогащенный уран и оружейный плутоний, необходимые для создания ядерного оружия, Тегеран производить не будет. Завод по обогащению урана будет перепрофилирован в технологический центр. Эксперты МАГАТЭ будут проводить мониторинг ядерных объектов в течение 25 лет. Международные санкции будут сняты с Ирана полностью через 10 лет, при условии выполнения соглашения.
После сделки США ослабил часть санкций и объявил о введении новых — за реализацию Тегераном программы создания баллистических ракет. Между тем в Конгрессе США росло сопротивление «ядерной сделке». Многие считали, что она может привести к укреплению «иранского режима» и возобновлению ядерных испытаний.
Сделку с Ираном американские законодатели считают самой большой угрозой Ближнему Востоку
И в первую очередь Израилю — главному союзнику Вашингтона в регионе.
Госсекретарь М. Помпео в своем выступлении сослался на данные израильской разведки. Перед объявлением Трампом решения по иранской сделке с заявлением выступил премьер-министр Нетаньяху. Он сообщил, что Тегеран обманывает мировое сообщество и сохранил возможности для создания ядерной бомбы в обход ограничений развития своей ядерной программы.
Американская газета The New Yorker в своей статье от 18 июня 2018 года приводит слова Авнера Коэна, историка и автора исследований по развитию ядерных программ, что в 1967 году,
в канун Шестидневной войны, Израиль получил доступ к ядерному оружию
Израильские усилия по созданию ядерной бомбы были источником напряженности с Вашингтоном в течение почти десятилетия. Но в 1969 году тогдашние премьер-министр Голда Меир и президент США Ричард Никсон достигли устного соглашения: израильтяне не объявляют о своей ядерной программе, не испытают ядерное оружие и не угрожают использовать его.
Американцы, в свою очередь, не будут настаивать на том, чтобы Израиль подписал Международный договор о нераспространении ядерного оружия (NPT).
Однако в период президентства Джорджа Буша-старшего Тель-Авив почувствовал, что устной договоренности Меир-Никсона уже недостаточно.
После первой войны в Персидском заливе в 1991 году мировые державы заговорили о создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения, включая ядерное оружие.
Роухани назвал заговором заявление о ядерной бомбе Ирана
По словам автора статьи, первым секретное письмо подписал президент Билл Клинтон в 1998 году, а за ним все последующие президенты, включая Трампа.
Официальные лица сообщили, что указанные письма «не являются каким-либо обязательством, а свидетельствуют о принятии США аргумента Израиля о том, что он не собирается разоружаться в нынешних условиях на Ближнем Востоке».
Коэн также сказал, что США неохотно отказываются от возможности полностью освободить регион от ядерного оружия, если Израиль достигнет всеобъемлющего мирного соглашения со своими соседями, включая Иран.
Франция, Германия и Великобритания заявили, что будут выполнять свои обязательства в рамках JCPOA, и призвали все стороны «оставаться приверженными его полной имплементации».
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини напомнила, что сделка по иранской ядерной программе была заключена между Тегераном и «шестеркой», а также одобрена резолюцией Совета Безопасности ООН, поэтому США не могут разорвать ее в одностороннем порядке.
Часть экспертного сообщества опасалась, что Тегеран последует примеру США и выйдет из JCPOA, но этого не произошло.
Президент Роухани пообещал, что Штаты «дорого заплатят» в случае разрыва сделки
«С этого момента соглашение будет осуществляется между Ираном и пятью государствами», сказал он. При этом подчеркнул, что Тегеран выполняет все свои обязательства по Соглашению, что было подтверждено МАГАТЭ.
Глава МИД России заявил, что
«Выход Вашингтона из сделки по ядерной программе Тегерана грозит дестабилизацией всего Ближнего Востока»
Сергей Лавров также отметил, что отмена санкций в отношении Ирана со стороны СБ ООН не подлежит пересмотру.
Китай призвал к координации мер для обеспечения целостности соглашения по иранскому делу и заявил, что продолжит сотрудничество с Тегераном, несмотря на возможные санкции США.
Перед тем как глава МИД Ирана опубликовал свой список требований к правительству США, он заявил, что «одной политической поддержки в отношении ядерной сделки со стороны западных стран недостаточно. Европейскому союзу следует предпринять больше практических шагов и увеличить свои инвестиции в Иран для продолжения экономического сотрудничества. Приверженность ЕС осуществлению ядерной сделки не согласуется с заявлениями о возможном выходе крупных европейских компаний из сотрудничества с Ираном», — отметил министр.
Следует отметить, что Зариф сделал свое заявление после визитов в Россию и Китай. После этого он также встретился в Брюсселе с европейской «четверкой» — главой европейской дипломатии Федерикой Могерини и главами МИД Германии, Франции и Великобритании.
На этой неделе президент Роухани заверил, что «Иран готов испытывать давление, но не будет жертвовать своей независимостью”.
Президент Ирана также призвал в ответ на антииранские действия Вашингтона «поставить Америку на колени»
Федерика Могерини 27 июня еще раз подтвердила, что отказ от «иранской сделки» подорвет всю систему международных договоренностей и отрицательно повлияет на ситуацию распространения ядерного оружия».
Аналитическая служба Goldman Sachs прогнозирует высокий уровень эффективности новых санкций США против Ирана.
Иранское агентство по атомной энергетике заявило, что Исламская Республика возобновила работу завода по производству гексафторида урана, которая была приостановлена 9 лет назад.
Это не нарушает условия сделки. Так, завод был построен до сделки 2015 года.
С середины недели появились сообщения, что
в Тегеране пока спокойно, но начались протесты в небольших городах
Можно ли считать их только следствием недовольства иранского народа низким уровнем жизни и усталостью от строгого правления консервативных религиозных деятелей — аятолл? Или ВСЕ-ТАКИ санкции и угрозы США уже возымели эффект на население Исламской республики?
На фоне этих тревожных новостей рынки показали рост цены на нефть марки «Брент» до 77 долларов за барель.
Учитывая, что иранская дипломатия ведет начало от дотошной персидской школы мышления, не допускающей никаких спонтанностей, можно предположить, что
шахматная игра под названием «ядерная сделка» будет долгой и напряженной
Победителя в ней пока предсказать трудно.
Если только чья-то победа вообще возможна. Может получиться так, что весь мир окажется в проигрыше из-за вновь развязанной войны.
Акмарал Баталова, политический обозреватель по Ближнему Востоку