Марат Шибутов, эксперт, член Ассоциации приграничного сотрудничества рассказал, почему необходимо ликвидировать зону свободной торговли СНГ, зачем отменять «правило 90/180» и как на деле реализовать свободу перемещения казахстанских товаров в России и Беларуси.
Несмотря на то что ЕАЭС по замыслу должен максимально способствовать росту торговли между участниками объединения, барьеры и изъятия мешают достичь намеченной цели, пишет «Евразия. Эксперт».
При этом на постсоветском пространстве функционируют механизмы свободной торговли СНГ, что заставляет преимущества стран, входящих в ЕАЭС, выглядеть не такими весомыми. Поэтому для усиления роли Евразийского экономического союза необходимо предпринять ряд шагов в сфере политики, экономики и гуманитарного сотрудничества.
Марат Шибутов в аналитическом докладе «Точки роста ЕАЭС: экономика, безопасность, общество», подготовленного Российско-белорусским экспертным клубом и Центром изучения перспектив интеграции, приводит перечень шагов, необходимых для того, чтобы
поднять свободную торговлю в ЕАЭС на новый уровень и повысить роль интеграционного объединения
в жизни граждан его стран-участниц.
Без ликвидации этих барьеров, ограничений и изъятий существенного улучшения не будет
Ликвидировать зону свободной торговли СНГ, оставив за СНГ культурные функции без экономической составляющей
Это правило служит источником коррупции и осложняет ситуацию для граждан: они вынуждены до истечения 90 дней выезжать за границу и тут же возвращаться
Отменить пункты фитосанитарного, ветеринарного и санитарного контроля между Казахстаном и Россией
Последнее решение является очень важным для Казахстана. В 2010 году было принято Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Таможенного союза (утверждено решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня № 318). Хотя изначально было запланировано ввести санитарный контроль и остальные виды контроля только на внешних границах Таможенного союза.
Это решение было продолжено и дальше в разделе 11 «Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры» Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года и приложении №12 к нему же.
Фактически на территории РК и РБ нет пунктов, которые бы осуществляли контроль на таможенной территории, кроме аэропортов
В Казахстане и Беларуси есть контроль только на границе. У Казахстана есть пункт фитосанитарного контроля на границе с Кыргызстаном, так как партнеры не запустили лаборатории.
Пункты «внутреннего контроля» есть только в России, и их 75 единиц
При этом все расположены на основных транспортных маршрутах, идущих из Казахстана. Среди них есть 15 так называемых пунктов предварительного уведомления для ввоза подкарантинной продукции.
Машины с казахстанской сельскохозяйственной продукцией после пересечения границы должны уведомить данные пункты о прибытии, а также представить груз и сопроводительную документацию для прохождения проверки фитосанитарного контроля.
При этом у Казахстана с Россией всего 51 пункт пропуска. Таким образом,
происходит сужение маршрутов транспортировки, а выданным в Казахстане сертификатам не доверяют
Несмотря на декларируемую свободу перемещения товаров, она существует только для российских и белорусских товаров, ввозимых в Казахстан, а для казахстанских товаров, ввозимых в Россию, отсутствует.
Прикладные научные исследования ЕАЭС не только улучшат его деятельность, но и сделают положительным его имидж, особенно для потенциальных партнеров.
Образовательные шаги
ЕАЭС – это новая экономическая реальность, и для работы с ней важно начать готовить специалистов
Сегодня их недостаточно, отсутствуют специализированные программы подготовки. В этой связи целесообразно: