Почти каждый второй казахстанец верит, что в ближайший год благосостояние его семьи увеличится. На деле же больше тех, чьи доходы падают. При этом в снижение роста цен или хотя бы замедление инфляции верят немногие. Таковы данные опроса Нацбанка.
Процент казахстанцев, считающих, что рост цен в республике остается сильным, снизилось до минимума за 2,5 года (с начала проведения опросов). В мае в ответ на вопрос «Как, по Вашему мнению, изменились цены на продукты питания, непродовольственные товары и услуги за прошедший месяц?» 22,5% респондентов ответили «выросли очень сильно».
По сравнению с апрелем их доля снизилась на 3,5%. Одновременно с этим увеличилось и число казахстанцев, считающих, что цены стали ниже. Правда, таких немного – всего 0,7%.
Что касается краткосрочных прогнозов, тут оптимизма у казахстанцев также прибавилось:
сильного роста цен в июне ждут 12,2% опрошенных, примерно каждый из 8-9 человек
Выросло и число тех, кто верит в снижение цен – таких набралось 6,1%, что является максимумом с июля 2017 года. При этом нынешнее снижение негативных настроений можно назвать сезонным. В 2016 и 2017 годах казахстанцы также в начале лета чаще говорили о том, что цены в период урожая будут падать.
При этом самым популярным прогнозом является умеренный рост цен
Если говорить о субъективной оценке годовой инфляции, тут вырисовывается лучшая за все время проведения исследований картина. То, что в последние 12 месяцев цены росли быстрее, чем раньше, считает рекордно низкое количество опрошенных – «всего» 46,2% (в апреле – 48,8%). 15,9% говорят, что стоимость товаров и услуг стала увеличиваться медленнее, 4,2% — цены за год не выросли, а 0,4% — жизнь стала дешевле.
Прогнозы на будущее не столь радужны.
Подавляющее большинство считает, что в ближайший год цены будут расти, как и раньше
– такой ответ дали 43,5% респондентов. Ускорения инфляции ждут 17,6% (в апреле – 20,4%, в марте – 15,4%), замедления – 14,6% (в апреле – 15,8%).
Тех, кто думает, что цены в ближайший год снизятся, немного, но они есть – 2%, это каждый 50-й респондент
Если говорить о личном благосостоянии, поводов для радости, на первый взгляд, больше. Количество респондентов, которые считают, что материальное положение семьи за год ухудшилось, постепенно снижается, достигнув в мае очередного минимума – 26,5%.
Одновременно с этим
продолжает расти число считающих, что денег стало больше – таковых в мае оказалось 16,2%
Но несмотря на положительные тенденции, картина пока все равно неблагоприятная:
каждый четвертый считает, что беднеет, и таких намного больше, чем повышающих свой достаток
Но это не мешает людям с оптимизмом смотреть в будущее. В том, что в ближайший год благосостояние улучшится, верят 44,7% респондентов, а в то, что станет только хуже – 10,4%.
Граждан, чей семейный доход превышает 300 тыс. тенге, оказалось больше тех, кто зарабатывает менее 40 тыс. – 6 и 5,5% соответственно. Чаще всего указывается сумма в 70-100 тыс. тенге (25,3%) и 100-150 тыс. (21,4%) на семью в месяц.
Число положительно ответивших на вопрос о наличии сбережений, традиционно невелико – 23% (в апреле – 24,9%). Но зато почти половина из тех, у кого они есть, говорят, что за последний год «подушка» выросла – так уверяют 46% респондентов.
Тех, кому пришлось опустошить «заначку», намного меньше – 16,5%
Лучшие, по мнению опрошенных, методы сбережения не меняются годами – вклады в банках (66,8% имеющих накопления) и наличная форма (25,4%).
Не менее традиционно более 80% хранят деньги в тенге, тогда как доля доллара упала до 21,3% (можно было выбрать более 1 варианта ответа) — это один из самых низких показателей за историю наблюдений.
При этом
респонденты считают, что вложения в недвижимость – гораздо лучший способ сохранить и приумножить сбережения
При наличии достаточного количества денег большинство инвестировало бы их таким образом.