Каким медиаканалам доверяют граждане Казахстана? Что будет с печатными изданиями? Ответит политолог Эдуард Полетаев.
Все зависит от качества контента, возможностей, обстоятельств и стоимости. Надо признать, что бесплатный интернет найти сложно, разве что в кафе или в общественных заведениях, казахстанские каналы вещают бесплатно, но тем не менее,
население «сидит» на кабельном телевидении и в среднем платит чуть меньшую цену в месяц, чем за интернет
То есть здесь можно сказать, что стоимость потребления этих информационных услуг примерно одинакова, рассказал Полетаев в интервью ИАЦ МГУ.
Второй момент — возрастной срез, который все-таки говорит о разности аудиторий. Как правило, казахстанская аудитория старшего возраста пользуется традиционными СМИ и
если и осваивает интернет, использует его разве что ради мессенджеров, но не как полноценный источник информации
Здесь можно говорить, что есть определенное разделение. Более молодая аудитория пользуется мобильным интернетом, там получает необходимую информацию, а более старшая аудитория предпочитает традиционные СМИ.
Опять-таки, если мы будем смотреть финансовую составляющую, есть данные, что количество рекламы, которая идет в интернете, увеличивается с каждым годом. Но
тем не менее, по своим возможностям телевидение пока обыгрывает интернет
Оно и требует значительно больше вливаний. Допустим, телеканал по сравнению с Youtube — совершенно разные вещи по стоимости вещания, но вполне возможно, что когда-нибудь эти цифры сравняются. Более того, ведь
на телевидении тоже в результате конкуренции с интернетом происходят определенные процессы
Раньше влияние, авторитет и большие деньги имело TV, которое старалось позиционировать себя в общенациональном масштабе, имело сложно составленную сетку передач от новостей до развлекательных каналов. Сейчас же идет тематическая специализация.
Все больше и больше в кабеле спецканалов, которые связанных с охотой, рыбалкой, дачей и так далее. Эта тенденция и дальше будет продолжаться.
Мощные каналы будут сокращаться до 1-2 в масштабах страны — это то, что необходимо власти для донесения информации
Будет просто традиционное восприятие этого телеканала как информационного источника, источника новостей, развлекательного контента и прочего.
Помимо того, что все эти формы будут видоизменяться, нельзя забывать, что интернет не обладает волшебными свойствами. Если произойдет чрезвычайная ситуация (а это прописано в законодательстве и Казахстана, и России),
интернет могут отключить, тогда останутся только традиционные источники информации. Не дай Бог, конечно, этой ситуации произойти
Не секрет, что до сих пор в наших странах радиоточки существуют, их даже люди оплачивают, хотя никто не слушает. Но в каких-то крайних ситуациях они могут очень сильно пригодиться, если необходимо узнать какую-то информацию.
Поэтому основная тенденция — будут расширяться каналы коммуникации и информации
Вполне возможны самые разные сочетания, например телевидение с интернетом, что уже и происходит.
Единственный вопрос — сохранится ли бумага и как долго. Но насколько долго, учитывая сокращение лесов на планете, это большой вопрос. То, что себестоимость печати увеличивается с каждым годом, это тоже сложно прогнозируемая вещь.
— Какой вам видится судьба печатных СМИ в ближайшие 4-5 лет?
— Я думаю, что они не исчезнут. СМИ, которые являются коммерческими и нацелены на получение прибыли, да, перспективы очень туманные.
С казахстанского медиарынка уже исчезли мусорные рекламные газеты, которыми забивали почтовые ящики. Их уже нет
Основные рекламные издания по продаже автомобилей и недвижимости уже полностью перешли в интернет, отказавшись от печатной версии.
В плане сохранения печатных версий изданий все очень печально
Однако останутся печатные версии, которые контролируются государством в той или иной степени как на республиканском, так и на местном уровнях. У каждого областного акимата есть свои издания и на казахском, и на русском языках. Я думаю, они еще долго будут существовать, поскольку имеют традиционную аудиторию. Это не только пенсионеры, но и те же госслужащие, которым в Казахстане запрещено смартфоны на работу проносить.
А что они читать будут на работе?
Традиционные СМИ сохраняют свое влияние, они и останутся не только в ближайшие лет 5, а 10 как минимум