В настоящее время в Кыргызстане и других республиках споры вокруг темы басмаческого движения 19 века вышли на новый уровень. Басмачи выставляются нынче чуть ли не спасителями народов. Да только мало кто знает, что за бандами торчат уши фюрера, британского, турецкого и японского правительств, утверждает Садырбек Чериков, кыргызский политолог.
Сразу расставим акценты. В Кыргызстане басмачей-моджахедов стремятся представить буревестниками национально-освободительного движения в основном на юге и южная интеллигенция, пишет ЦентрАзия.
Причина вполне объяснима: басмачество развернулось и действовало в Ферганской долине, частично в горах Памира, на севере республики не наблюдалось.
По свидетельству участников нейтрализации крупных басмаческих банд в Ферганской долине, куда входил юг Кыргызстана,
большевизация и советизация края давались очень трудно, нежели на севере республики
Причина, по их мнению, в том, что население региона исторически унаследовало принципы госустройства полуфеодального Кокандского ханства и успело вкусить разнузданную самостийность краткого существования Кокандской (Туркенстанской) автономии в начале 19 века.
Не будем лезть в дебри истории многовекового совместного проживания новообразованных узбеков, казахов, кыргызов, туркмен и таджиков, а также каракалпаков, которые до размежевания вообще не знали свои национальности.
Скажем лишь, что искусственное разделение исторически сложившихся ареалов совместного проживания западных туркестанцев и поныне сказывается на взаимоотношениях как внутри новых республик, так и между ними.
Как явствуют источники, исторически
«на территории Центральной Азии проживали 3 крупных этноса — персоязычные, тюркоязычные и монголоязычные
народы. Они совместно осваивали это огромное пространство на протяжении более трех тысячелетий, совместно пользовались природными богатствами и водными ресурсами.
Между этими этносами не существовало ни границ, ни языковых и культурных барьеров, вместе строили города и селения, где, как правило, располагались шумные базары, обменивались продуктами и товарами. Динамично проходили этнические процессы,
одни племена растворялись среди других, одни народы сменялись другими, называя друг друга по месту проживания»
«Сейчас в республиках Средней Азии переосмысливают движение басмачей, предполагая, что оно все-таки было прежде всего освободительным.
При всех плюсах и минусах такого подхода нельзя не согласиться с тем, что по сути своей
басмачество было партизанским движением как реакция на просчеты и перегибы нацполитики большевиков
В этом Советы принципиально отличались от царских властей, все-таки учитывавших специфику региона», — гласит другой источник.
Между тем изначальная суть противостояния заключается в том, что оно всегда провоцировалось, поддерживалось и развивалось извне. Об этом достаточно историко-документальных свидетельств. Проще говоря, факты такой деятельности изначально неоспоримы и запечатлены документально.
Меняется лишь отношение к фактам в зависимости от политической или политизированной конъюнктуры,
исходя из новейших исторических реалий в Центральной Азии. Такой реальностью стало обретение независимости бывшими республиками Средней Азии.
Сторонники реанимации басмачества, антисоветской и антироссийской политики в регионе небезосновательно утверждают, что именно басмачество остудило пыл большевистской идеи мирового коммунизма.
И заставило советское руководство первых лет считаться с местной спецификой, историей и менталитетом среднеазиатов. Это выражалось в частности в том, что Совнарком Туркреспублики в 1918 году принял Декрет №80 о госязыке, где
принято решение признать на территории Советского Туркестана тюркский язык государственным наряду с русским
Однако, как подчеркивалось выше,
неоспоримым фактом остается то, что в дела региона постоянно вмешивались внешние силы
К примеру, в советской Средней Азии очутился изгнанный Мустафой Кемалем Ататюрком бывший военный министр Османской империи Энвер-паша.
Под его командованием басмачество активно распространилось и достигло пика своей деятельности
Энвер-паша имел обширный план создания в Средней Азии исламского халифата. Документы свидетельствуют, что
моджахеды постоянно получали идейную и военно-материальную подпитку со стороны Британской империи,
той же Турции, японских милитаристов и даже абвера. Следует отметить, что с начала 20-х годов прошлого века и вплоть до окончания Второй мировой войны в приграничных с СССР территориях Афганистана, северо-западной Индии и Иране создавались центры подготовки и снабжения басмаческих формирований.
Туда стекались потрепанные и разбитые в боестолкновениях с Красной Армией остатки отрядов, в создании которых
участвовали представители британского, турецкого, японского правительств и нацистского рейха в лице абвера и СС
С ними тесно сотрудничали турецкие дипломаты и разведка. Об этом свидетельствуют недавно раскрытые архивные данные.
Кстати, последние набеги басмачей на южные границы СССР были совершены в первый год Великой Отечественной войны с помощью абвера на участке Мургабского погранотряда Таджиской ССР.
К сожалению, в новых исторических реалиях эти неоспоримые факты и документы зачастую умалчиваются, а новоиспеченные исследователи, так называемые независимые эксперты-историки, гражданские
активисты из финансируемых извне НПО акцентируют внимание на ошибках и просчетах советского руководства
вековой давности. Разумеется, с подачи тех же внешних спонсоров, руководство которых заинтересовано в разрыве взаимоотношений населения региона с Россией.
Страной, которая сыграла несомненную, исторически благоприятную роль в экономическом, национальном и духовном переформатировании бывших родоплеменных единиц в субъекты международного права.
Вспомните, как в первые годы после октябрьского переворота в России
советская власть защищала и отстаивала коллективное народное добро дехкан от грабежа и мародерства разного рода банд,
в том числе басмаческих, наводила порядок и дисциплину в заброшенных аилах, кишлаках и городах, ликвидировала всеобщую безграмотность, строила школы, первые электростанции, больницы, закладывала фундамент и границы будущей суверенной государственности.
Новое — хорошо забытое старое. В подобной ситуации как кыргызстанское, так и российское правительство поступает вполне рационально и даже беспристрастно. Иными словами, к историческим событиям оно стало относиться более взвешенно, не придерживаясь твердой политической конъюнктуры, а
по принципу объективизма и здравого смысла, опираясь только на реальные факты и документы
Как бы давая понять: вольному воля,
изучайте, оцените прошлое, только не перегибайте палку и не поступитесь собственным благополучием
Которое напрямую связано и полностью зависит от реального потенциала каждого народа, страны, уровня и возможностей ее руководства.