Несмотря на стабилизацию мировых цен на энергоносители, экономика Казахстана продолжает бороться с проблемами, которые с завидной регулярностью повторяются из года в год.
Очередным доказательством этому стал отчет Счетного комитета РК, подтвердивший сырьевую направленность республики и выявивший очередные суммы неосвоенных средств, а также рост неэффективно использованных бюджетных средств.
Представленный отчет об исполнении республиканского бюджета за 2017 год вызывает больше вопросов, чем ответов. Освоения бюджетных денег в очередной раз свидетельствуют о существующих прорехах в казахстанской экономике.
Согласно данным Счетного комитета, валовый внешний долг Казахстана ежегодно растет. На 1 января 2018 он составил 167,5 млрд долларов. Если рассматривать долг правительства вместе с внешним долгом крупных субъектов квазигосударственного сектора, в 2017 году он составил свыше 55,5 млрд долларов.
Наряду с этим
отмечается и рост долга местных исполнительных органов
В рамках внешних правительственных займов для реализации инвестпроектов отмечается рост расходов на их обслуживание.
По 60% заключенных соглашений о займах неиспользованные средства были аннулированы.
Из 58 проектов освоение производится своевременно только по 13
При этом не проводится оценка эффективности реализации институциональных проектов на предмет достижения поставленных целей и задач.
Несмотря на то что из года в год повышается эффективность налогового администрирования (снижение с 184 до 153 млрд тенге), ситуация выглядит не лучшим образом. Во многом это связано с сокращением доли налоговых поступлений.
Так,
в 2017 году они составили рекордные 50%, снизившись по сравнению с 2016 годом на 6% (56%)
И это при том, что в 2017 начался рост цен на нефть. К слову, в кризисном 2015 году при стоимости $37 за баррель налоговые поступления составили 64%.
Одним из самых показательных стал 2013 год, когда налоговые поступления составили 68%
Другим источником пополнения бюджета являются энергоресурсы, цены на которые в последнее время растут. Однако здесь есть и другая сторона медали. Несмотря на то что глава государства неоднократно призывал к переходу от сырьевого сектора экономики, ситуация остается на прежнем уровне.
Так, если в 2016 рост поступлений в консолидированный бюджет от несырьевого сектора составлял более 40%, в 2017 при росте мировых цен на нефть этот показатель достиг только 2,6%. Таким образом,
повышение нефтяных цен в очередной раз указало на глобальную сырьевую ориентацию Казахстана
Отметим и положительные моменты. Во-первых, в 2017 кабинет министров обеспечил выполнение всех социальных обязательств. Во многом это стало возможным благодаря проделанной «работе над ошибками». Были учтены недостатки предыдущих периодов и рекомендации Счетного комитета.
Так, например, был установлен запрет на корректировку показателей программных документов в последний год их реализации. Кроме этого, стало внедряться каскадирование целевых индикаторов документов системы госпланирования в стратегиях и планах развития национальных холдингов и компаний.
Вместе с тем не все пожелания Счетного комитета были учтены. Так, рекомендации в Заключении по итогам исполнения бюджета за 2016 год выполнены всего на 86%.
Во-вторых, значительным подспорьем стали изменения в Бюджетном кодексе. Согласно ему, администраторам бюджетных программ была представлена возможность самостоятельно перераспределять средства между текущими подпрограммами внутри одной бюджетной программы.
Помимо этого администраторы могут перераспределять экономию по текущим подпрограммам на подпрограммы развития внутри одной бюджетной программы. Это позволяет значительно снизить уровень неосвоения бюджетных средств.
В-третьих, начался процесс снижения недоимки по платежам в бюджет, а также переориентация заимствования с внешнего на внутренний рынок и сокращение участия государства в квазигосударственном секторе, что не может не радовать. Так, если в 2016 году внутри страны было заимствовано лишь 18% необходимых ресурсов, то в 2017 году – уже 96%.
Согласно данным Счетного комитета,
сумма неосвоенных центральными госорганами средств, выделенных из республиканского бюджета, составила 15 млрд тенге
— 0,1% от произведенных расходов. При этом сумма неэффективно использованных бюджетных средств, выделенных на решение социально-экономических задач, в 2017 году достигла 507,9 млрд тенге.
В эту сумму входит 131 млрд тенге, приходящиеся на финансовые нарушения, причем 86% из них — неправильное отражение операций в бухгалтерском учете.
Несмотря на господдержку БВУ, отмечается ухудшение кредитного портфеля. Кроме этого, низкая банковская оценка платежеспособности и устойчивости бизнеса, реальных доходов населения не способствуют росту кредитования экономики.
В связи с этим отмечается снижение кредитования малого бизнеса на 7% (до 2,8 трлн тенге)
В целом, по отношению к ВВП объем кредитования снизился с 31% в 2013 году до 25% в 2017. Таким образом, сложившаяся в республике ситуация вызывает больше вопросов, чем ответов. Многие проблемы, с которыми столкнулась казахстанская экономика, несмотря на предпринимаемые меры, продолжают «кочевать» из года в год.
Как долго это будет продолжаться – неизвестно.
Неизвестно и то, когда виновные в этом должностные лица начнут нести персональную ответственность,
несмотря на занимаемые посты, высокие связи и отсутствие результатов.