Министерство энергетики продолжает помогать казахстанским нефтеперабатывающим заводам – ведомство готовится повысить акцизы на импортный бензин в 2,5 раза. В этом случае иностранное топливо вырастет в цене почти на 5 тенге. В выигрыше в любом случае останутся отечественные НПЗ: они либо лишатся конкурентов, либо получат повод поднять цены. Но вполне вероятно, что произойдет и то, и другое.
В мае 2018 года в Казахстане было произведено 298,8 тыс. тонн бензина – это на 8 тыс. больше, чем в апреле, и на 12,1 тыс. выше показателей мая 2017 года. Производство по итогам 5 месяцев также на высоте: 1 млн 420,4 тыс. тонн – это на 9% (или 118,1 тыс. тонн) выше показателей за аналогичный период 2017 года.
НПЗ показывают максимальную производительность как минимум за последние 10 лет
Впрочем, касается это только бензина. Из-за продолжающихся работ на НПЗ выпуск дизельного топлива сократился – 1 млн 802 тыс. тонн против прошлогодних 1 млн 870,8 тыс. тонн.
Меньше за последние 10 лет было лишь дважды – в 2009 и 2015 годах
Дальнейший рост производства как бензина, так и дизельного топлива, связан не только с долгожданным окончанием работ на трех НПЗ республики, но и с не менее ожидаемым строительством четвертого крупного нефтеперерабатывающего завода.
Каковы будут его рабочие параметры, сколько понадобится средств на его возведение, когда оно начнется и закончится и где завод будет находиться, пока неизвестно (об этом может быть объявлено осенью).
Но этих добавочных мощностей, по заверению властей, с лихвой хватит, чтобы Казахстан забыл о проблемах дефицита бензина
А его уже сейчас больше, чем нужно: в июне министр энергетики Канат Бозумбаев неоднократно говорил о том, что запасы ГСМ в республике растут. На это повлияло два фактора: рост производства и стабильный (то есть не растущий) спрос. При этом резкого увеличения спроса на топливо не ожидается, а это значит, что его куда-то надо девать. Покупателей решено искать в соседних странах.
«Мы работаем над тем, чтобы открыть экспорт в Центральную Азию, также мы работаем с нашими российскими коллегами для открытия экспорта. Планируем, что к концу лета должны добиться новых соглашений, какие-то ратифицировать», — сообщил еще 11 июня Канат Бозумбаев.
Министр отметил, что при сохранении существующих тенденций бензин будет просто негде хранить —
к октябрю объем запасов превысит 600 тыс. тонн, и дальше его заливать будет некуда
Выходя на рынки соседних стран, Казахстан при этом проводит протекционистскую политику на внутреннем рынке –
доступ к казахстанским заправкам для иностранных производителей планируется значительно затруднить
По данным Kolesa.kz, правительство планирует поднять акцизы на импортный бензин в 2,5 раза – проект постановления выложен на обсуждение на egov.kz.
«Согласно документу, акциз на импортируемый бензин, за исключением авиационного, планируется поднять с 4500 до 10500 тенге за тонну. Сборы за дизельное топливо останутся неизменными — 540 тенге за тонну. Таким образом,
акциз на ввозимый бензин будет равен примерно 8 тенге за литр. В то время как сейчас данный вид сбора составляет 3,3 тенге
То есть в случае принятия поправок литр импортного бензина подорожает почти на 5 тенге», — посчитали на сайте.
Это не первая инициатива министерства энергетики за последнее время, защищающая интересы отечественных производителей.
В конце мая был анонсирован проект постановления, запрещающего ввоз бензина из России в Казахстан ж/д транспортом. Запрет не бессрочный: срок его действия — 3 месяца.
В минэнерго объяснили это тем, что у Казахстана и своего топлива достаточно, а потому в крупном импорте он не нуждается
Но, видимо, в том, что рынок сам придет к такому же выводу, выбрав отечественных производителей, тут сомневаются, иначе строгие запреты объяснить трудно.
«Раз у нас своего бензина много, значит цены на него должны снижаться», такой точки зрения придерживаются многие. Аргументация простая: чем ниже предложение – тем меньше стоимость для покупателя (спрос-то не растет).
Но в министерстве энергетики оперируют более сложными схемами. Например, вот такими:
«Учитывая условия работы в рамках Таможенного союза, конечно, нам необходимо придерживаться паритета цен с учетом разницы в фискальном режиме.
В текущем году будет продолжена работа над совершенствованием регулирования и повышения привлекательности поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы.
Также прорабатывается возможность биржевой торговли и экспорта нефтепродуктов при их профиците», — сказал Канат Бозумбаев на отчетной встрече перед населением 19 июня.
Кроме того,
министерство энергетики продолжает готовить казахстанцев к росту цен на бензин
Теперь в качестве дополнительного аргумента все чаще используется рейтинг международного агентства Global Petroleum Prices. Согласно ему, по стоимости бензина Казахстан занимает 10 место с конца среди 168 стран мира.
А это, судя по всему, само по себе является аргументом к росту цен
В итоге складывается четкая картина: министерство энергетики выступает на стороне нефтеперерабатывающих заводов. Им не только готовят выход на экспорт, но и убирают конкурентов на внутреннем рынке, при этом убеждая, что цены на продукцию НПЗ (и соответственно, доходы заводов) должны быть выше.
Аргументация – влияние открытого рынка и конкуренции. Хотя именно этого в минэнерго и пытаются всеми силами избежать.
Ведь запреты на экспорт и повышение акцизов – это шаг в противоположном направлении