Омоложение и феминизация — таковы тенденции кадровой политики госаппарата Казахстана в настоящее время. Что же кроется за гендерным трендом? Неужели пресловутая квота? Спросим у политологов.
В этом году на ряд политических должностей были назначены 5 представительниц прекрасного пола. Вполне достаточно, чтобы говорить о наметившимся тренде, пишет Информационно-аналитический центр МГУ.
Возглавила тренд Мадина Абылкасымова, назначенная в первой половине февраля министром труда и социальной защиты населения. Впрочем, в данном случае гендерная принадлежность нового министра не стала каким-то исключением.
Минтруда и соцзащиты считается в Казахстане преимущественно «женским» ведомством
Достаточно вспомнить предшественниц Абылкасымовой – Тамару Дуйсенову, Гульшару Абдыкаликову, Гульжану Карагусову.
А вот позиция председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, которую во второй половине февраля получила 45-летняя Наталья Годунова, к «типично женским» не относится.
Также, как и должность замруководителя Администрации президента, курирующего правоохранительный блок. 38-летняя
Алия Ракишева, занявшая эту позицию, для многих стала «темной лошадкой», неожиданно выигравшей забег
Наконец, 2 новых вице-министра национальной экономики — 33-летняя Дана Жунусова и 31-летняя Мадина Жунусбекова — похоже, закрепили тенденцию феминизации казахстанского госаппарата.
Что же состоит за этим трендом? Неужели пресловутая гендерная квота, дискуссии о введении которой велись при обсуждении закона «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин»?
Закон, кстати, был принят, а вот квота (30%-ая, как предлагалось) в нем прописана не была. Напомним, проводя исследование коллективного портрета казахстанской элиты, мы определили, что
доля женщин среди политических госслужащих в Казахстане составляет всего около 11%
Политолог Данияр Ашимбаев считает, что
в Казахстане не мешало бы увеличить количество женщин в высших эшелонах власти
«Гендерная политика в Казахстане — вопрос достаточно щекотливый. По данным Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, более 50% государственных служащих в Казахстане – женщины.
Однако если изучить статистику женского представительства на разных уровнях госуправления, можно увидеть, что
максимальное количество женщин сосредоточено в нижних эшелонах власти
Тогда как в верхних – в правительстве и Администрации президента – их число минимально. Чуть лучше обстоят дела разве что в депутатском корпусе.
И все это несмотря на взятые Казахстаном обязательства в сфере гендерной политики и обещания выдвигать женщин на уровень принятия решений.
В лучшем случае им достаются такие позиции, как вице-премьер по социальным вопросам. Ее занимали в свое время Дарига Назарбаева и нынешний госсекретарь Гульшара Абдыкаликова, или министр соцзащиты», — поясняет политолог.
Говоря о недавних назначениях, Ашимбаев отметил, что их нельзя назвать чем-то из ряда вон выходящим.
«Замруководителя Администрации президента женщина стала не впервые. Напомню, что в 2000-2001 годах эту позицию занимала Жаннат Ертлесова», — уточняет эксперт.
И все-таки, по мнению Ашимбаева, определяющим
фактором в последних назначениях стал не гендер, а «совокупность деловых качеств» женщин-выдвиженцев
«И Алия Ракишева давно работает в Администрации президента. Напомню, что в течение 5 лет она занимала позицию заведующей государственно-правовым отделом АП.
И Наталья Годунова представляет собой состоявшегося руководителя – у нее есть опыт работы замакимом Кызыординской области и секретарем «Нур Отана».
Сказать, что их выдвинули в рамках «женской квоты», ни в коем случае нельзя
Хотя в «царстве мужского шовинизма» казахстанской политической элиты такие назначения действительно достаточно редки.
К примеру, в Казахстане очень мало женщин-акимов
Единственный случай, когда на руководство областью была назначена женщина – это несколько месяцев пребывания Веры Сухоруковой в должности и. о. акима ВКО. Были также несколько женщин-акимов областных центров. Сегодня есть женщины-главы районных администраций, но их единицы», — говорит Ашимбаев.
Таким образом, при наличии в Казахстане достаточно большого количества женщин-госслужащих, имеющих и хорошие деловые качества, на уровень политических должностей их выдвигается крайне редко, констатирует эксперт.
«Отдельные случаи назначения женщин на высокие позиции, будь то Абылкасымова, Годунова, Ракишева, системой не стали
Речь идет, скорее всего, об индивидуальных факторах, которые способствовали выдвижению именно их кандидатур.
Если Гульшара Абдыкаликова, к примеру, продвигалась по гендерной линии (напомню, она какое-то время была советником президента – председателем Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике), то нынешние женщины-выдвиженцы, видимо, все-таки имеют уникальный набор деловых качеств и компетенций, который позволяет им претендовать на должности традиционно мужские.
И все-таки ситуация с гендерным балансом на высшем политическом уровне далека от паритета», — отмечает Ашимбаев
Что касается двух молодых женщин-замов министра национальной экономики Тимура Сулейменова, эксперт предлагает дождаться, насколько эффективными они покажут себя в работе.
«Мы ведь еще не видели их в деле. Фигуры это достаточно новые. Дана Жунусова работала в НПП «Атамекен», из которого в последнее время правительство черпает кадры.
Мадина Жунусбекова – в Администрации президента и Канцелярии премьер-министра.
В их случае, полагаю, сработал не гендерный фактор, а командный принцип работы»,
— резюмирует Ашимбаев.
Кадровый аналитик Ербол Едилов также считает, что цепь назначений, изменивших гендерный баланс в казахстанской управленческой элите в пользу женщин, скорее всего, случайность.
«Просто, по-видимому, подошла их очередь на выдвижение из кадрового резерва. Если говорить о персоналиях, каждая из вышеперечисленных высокопоставленных чиновниц имеет хороший бэкграунд – блестящее образование, опыт работы в Администрации президента, Канцелярии премьер-министра, минюсте, ЦИК и т. д.
Ракишева, по некоторым сведениям, еще ранее претендовала на позицию вице-министра юстиции вместо ушедшей в Центральную избирательную комиссию Зауреш Баймолдиной.
Наталья Годунова – сильный специалист. Мадина Абылкасымова – аналитик с хорошим стажем и послужным списком», — поясняет Едилов.
По мнению эксперта, в некоторых гендерно окрашенных назначениях последнего времени решающую роль сыграли совсем другие факторы и «квоты».
К примеру, в случае с Натальей Годуновой сработала, скорее всего, «национальная квота»
Напомним, что назначение Натальи Николаевны в Счетный комитет совпало с перестановкой в руководстве Ассамблеи народа Казахстана, где Дархана Мынбая на должности зампреда сменил Леонид Прокопенко.
Что касается Ракишевой, Абылкасымовой, Жунусовой и Жунусбековой, решающим фактором стал возраст,
считает эксперт. Назначение 4 молодых и перспективных женщин-управленцев вписалось в политику выдвижения молодых, считает аналитик.
И все-таки предположим, что процесс феминизации казахстанского госаппарата имеет отнюдь не случайный, а вполне управляемый характер. Серия громких арестов, скандальных процессов и отставок последних 1,5 лет дала повод говорить о масштабной кампании «зачистки на верхах», из-за чего в госаппарате якобы установилась атмосфера напряженности и недоверия.
Быть может
увеличение женского представительства на политических должностях снизит издержки этого кризиса доверия?
Ведь работники-женщины традиционно считаются более лояльными, преданными, исполнительными, ведомыми, и что особенно важно, в свете царящей на госслужбе атмосферы недоверия, менее амбициозными.
К тому же принято считать, что женщины в меньшей степени склонны к коррупции
Что же, остается только ждать новых назначений, чтобы определить, используется ли действительно женская опция для обновления и переформатирования казахстанского госаппарата.