Похожие конфликты в школах Астаны и Шымкента были решены кардинально противоположным образом. В столице власти встали на сторону учеников, на юге — на сторону бизнеса.
Инциденты оказались одинаковыми по сути — проверки школьных столовых в обоих городах выявили нарушения в качестве питания школьников. В Астане прокуратура начала расследование против бизнесменов, арендовавших столовые. А вот в Шымкенте она попросила общественных проверяющих не вмешиваться в работу арендаторов. Такая разная позиция одного уполномоченного органа по одному вопросу в разных городах вызывает недоумение.
Политолог Султанбек Султангалиев объяснил разницу традициями:
— Самое легкое, конечно, это сослаться на особую ментальность населения Южного Казахстана, перед которой пасовала даже Советская власть.
Продолжим травить детей в столовых? — депутата возмутила позиция прокуратуры
Ментальность не плохая и не хорошая — она просто немного отличается от Запада, Севера и Востока. Но главными обстоятельствами, определившими разницу в подходах государственных органов к проблеме, я бы назвал
— В столице, естественно, СМИ играют важную роль и
никто из госслужащих не хочет увидеть негативную информацию о деятельности своего ведомства
Поэтому возобладал здравый смысл: если есть сигнал, необходимо адекватно и оперативно реагировать, провести проверку в рамках своих функциональных компетенций, — отмечает он.
В Шымкенте же другое отношение – «запретить и не пущать». То есть
прокуратура Южно-Казахстанской области не придает особого значения тому, что будут писать в прессе, местной или республиканской
Большую роль сыграла и степень взаимодействия и взаимопонимания между государственными органами и гражданским обществом. Таковая зависит от уровня взаимоотношений и частоты контактов.
В Астане уровень и частота таких связей неизмеримо выше,
столичные госструктуры уже научились видеть в людях с активной гражданской позицией не врагов государства
и умалишенных сумасбродов, а нормальных граждан, которые помогают исправить недостатки в той или иной сфере.
В Шымкенте до такого «озарения», судя по всему, еще далеко,
— убежден Султангалиев.
Политолог Максим Казначеев, в свою очередь, считает, что разницу в реакции прокуратуры нужно объяснять тем, что пока нет выработанной единой позиции госорганов в стране в целом.
— Именно поэтому в разных структурах на местах должностные лица начинают работать по-разному. Пока не будет выработана единая оценка ситуации на уровне республики, региональные структуры будут продолжать работать вразнобой. Я считаю, что
привычка называть ЮКО отдельным государством со своими законами несколько преувеличена
Думаю, как только на уровне центра проведут проверку во всех школьных столовых страны и доведут это до региональных властей, в Шымкенте это тоже будет принято к исполнению, — заключает Казначеев.