Если Казахтелеком купит «Кселл», тарифы тут же подскочат. Так утверждает экспертное сообщество.
Мало того, сам сегмент тоже затормозится в развитии. Просто
при отсутствии здоровой конкуренции стимулов к развитию тоже нет
По состоянию на февраль 2018 рыночная доля компании Kcell на рынке сотовых услуг Казахстана оценивается в 39%. Шведская компания Telia напрямую владеет 24% акций Kcell. Еще 51% акций принадлежат холдингу Fintur, 58,55% акций которого у той же Telia, оставшиеся 41,5% — у турецкого Turkcell.
В ходе прошедшего в начале 2018 года тендера на продажу выставлялись оба пакета акций.
Победителем тендера, по сообщениям ряда СМИ, стал «Казахтелеком»
Между тем эксперты считают, что эта сделка — прямой путь к супермонополии на отечественном рынке связи. Гигантский холдинг начнет контролировать больше 2/3 всего рынка — все частоты и стандарты связи. Практика показывает, что
монополист не преминет устанавливать любые цены
И отразится это в первую очередь на потребителях.
Алексей Бендзь, директор по корпоративным коммуникациям «Beeline Казахстан», заявил в интервью порталу Profit, что телекоммуникации не смогут развиваться без конкуренции.
— Если сделка состоится, то под контролем одного игрока окажутся три четверти частотного спектра. Это огромные сетевые мощности и большая база абонентов. При таких условиях развивать сферу другим игрокам практически невозможно. Отсутствие конкуренции не будет стимулировать работать с тарифами, новыми технологиями и стандартами. Кроме того, это может отразиться на конечной стоимости услуг. Для осуществления сделки потребуются большие деньги, которые нужно будет возвращать. Тарифы — один из немногих эффективных способов сделать это. Пострадает в конечном итоге клиент, — считает он.
Сотовые операторы объяснили рассылку о необходимости регистрации
Сергей Домнин, руководитель программы Института международной экономики и политики при Фонде Первого Президента РК — Елбасы, озабочен тем, что за монополистом будет стоять национальная компания.
— С моей точки зрения, это ставит участников рынка в явно неравные условия, сказал он в интервью тому же порталу.
Более того, такое развитие событий он называет «странным».
— В стране идет вторая волна приватизации, и государство должно было выходить из тех видов деятельности, где присутствуют частные компании. В 2012 году, кстати, «Казахтелеком» продал долю в «Кселл», привлек в отрасль иностранного инвестора, и это было весьма прогрессивным шагом. Однако занятие нацкомпанией 65% рынка в 2018-м определенно выглядит как шаг назад, — напоминает Сергей Домнин.
По его мнению, инвестору компания интересна лишь тогда, когда она «генерирует позитивный денежный поток и прибыль».
— А для этого необходим рост доходов от операционной деятельности, то есть, главным образом, увеличение объема и цен на услуги, — резюмировал он.
Удар по потребителям — основной минус этой сделки для общества. Но есть еще сопутствующие «сомнительные моменты» даже для государства.
Например, бизнес-сообщество считает, что
монополизация хотя бы этого сегмента рынка негативно скажется на инвестиционной привлекательности страны
Иностранные компании не станут вкладывать деньги в развитие операторов, если прибыль будет уходить государству. Отечественные банки если и предоставят деньги, то под довольно высокий процент. Но сеть связи не сможет полноценно функционировать даже при завышенных тарифах, на развитие нужны большие средства. Значит, эти деньги будут брать в государственном кармане. И вернут ли (даже без процентов) — большой вопрос.
Инвесторы в Казахстане вкладывают деньги… и выкапывают их обратно
Кроме того, новая структура оказывается слишком громоздкой, и непонятно, насколько эффективно получится ей управлять. Практика показывает, что это слабое место нынешних госкомпаний. Что в конечном счете плохо сказывается на эффективности.
Последний пункт, вызывающий опасения — это потенциальная угроза вмешательства государства в частную жизнь. Частная компания может в какой-то мере препятствовать таковым попыткам. А государственный монополист такого пообещать не может.