Возвращение экс-министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова в министерство сельского хозяйства выглядит… вполне логичным, считают эксперты.
Асылжан Мамытбеков снова вернулся в минсельхоз. На этот раз его назначили на должность ответственного секретаря. С 2011 по 2016 годы он занимал пост министра сельского хозяйства, но подал в отставку после так называемых земельных митингов. Участники выступали против поправок в Земельный кодекс, хотя эксперты оценивали поправки как необходимые для развития отрасли. Но, видимо, разъяснительная работа среди населения была проведена плохо, на чем успешно сыграли провокаторы. И вот теперь Мамытбеков возвращается.
Политолог Максим Казначеев считает Мамытбекова достаточно крупной фигурой — по крайней мере, в рамках внутриэлитной группы Умирзака Шукеева. А учитывая, что
команда Шукеева поддерживает своих людей, она и пытается не допустить выхода Мамытбекова из ротации чиновников
— И позиция ответственного секретаря, хоть и не прежняя его позиция в минсельхозе, но тем не менее ему знакомы абсолютно все направления работы и он быстро в нее включится. Необходимо учесть, что позиция ответственного секретаря — это все-таки обеспечение технической работы ведомства. А выработкой стратегии развития сельского хозяйства будут заниматься замминистра, министр и вице-министр. Думаю,
Мамытбекова рассматривают в качестве перспективной фигуры с потенциалом дальнейшего роста,
— отмечает политолог.
По его мнению, команде Шукеева требовалось время. Нужно было, чтобы резонанс митингов сошел на нет, прежде чем вновь вернуть Мамытбекова на первые роли в бюрократической иерархии.
— Ему просто дали время отсидеться «на периферии» (на должности независимого директора «Банка Астаны» и председателя правления Мясного союза Казахстана, — ред.), чтобы он не попадал на первую полосу.
Никаких особенно серьезных прорывов на этих должностях от него не ждали: пересидел, что называется, «в тылу»
во время основных назначений топовых внутриэлитных фигур, — говорит Казначеев.
При этом политолог не отрицает возможности, что Мамытбеков вновь станет министром сельского хозяйства РК.
— В случае, если Шукееву удастся сохранить внутриэлитные позиции и
если президент примет решение по его дальнейшему повышению, у Мамытбекова появится шанс
в дальнейшем занять более высокую позицию. В том числе и вернуться на пост министра сельского хозяйства. При таком варианте стратегию ему пропишут более высокие структуры, — отмечает он.
Политолог Расул Жумалы тоже не отрицает вероятности того, что Асылжан Мамытбеков снова станет министром.
— У нас все возможно. У нас и акимами дважды становились, и премьер- министрами — вспомним Масимова, — отмечает он.
По его словам, учитывая, что
в сельском хозяйстве много всевозможных бюджетных программ, там вращаются немалые деньги, получение места там всегда отрада
Жумалы считает нынешнее возвращение Мамытбекова в сферу сельского хозяйства странным кадровым назначением, вызывающим вопросы. И вряд ли оно принесет какие-то позитивные сдвиги.
— В принципе, решение укладывается в логику многих других кадровых решений, принимаемых руководством страны. Все назначения или отставки у нас не подкреплены какой-то аргументацией или объяснениями. Обществу самому остается додумывать, с чем это связано.
В развитых странах, например, народу говорят, за какие заслуги назначают того или иного чиновника. Человек приходит с определенной программой. У нас же смены происходят очень часто — раз в два-три года всех министров, акимов меняют. Однако эффективности в работе ведомств это не добавляет. Проваливаются программы. Причем
тех чиновников, которые вроде бы справляются со своими обязанностями, почему-то убирают, а неэффективные менеджеры, наоборот, остаются
Взять к примеру нашего нынешнего министра образования Сагадиева. Будучи самым критикуемым и ругаемым, он продолжает сидеть на своем месте.
Что касается Мамытбекова,
когда он был министром, не раз становился фигурантом скандальных историй
Было очень много провальных программ. Взять, к примеру, покупку крупного рогатого скота, который оказался в итоге зараженным. Получилось, что деньги были пущены на ветер. Были также проблемы и с урожаем, и с обеспечением питьевой водой аулов и сел, — подчеркивает Жумалы.
Да и после ухода из сферы сельского хозяйства Мамытбеков, по словам Жумалы, не сделал каких-то значимых шагов. А
нынешние проблемы у «Банка Астаны» тоже появились не с «бухты-барахты»
И политолог не отрицает, что Мамытбеков, возможно, своими действиями тоже мог поспособствовать усугублению там ситуации.
— Проблемы обычно накапливаются. И накопление проблемных кредитов тоже может быть как-то связано с его решениями, — замечает Расул Жумалы.