Интерес к ЕАЭС растет, его география расширяется. Казахстанские и российские эксперты подводят итоги заседания Высшего Евразийского экономического совета.
Казахстанский политолог Эдуард Полетаев отмечает, что по регламенту заседания Высшего совета Евразийского экономического союза должны проходить раз в год. Но за 3 года работы ЕАЭС сочинское заседание стало уже 8 по счету, пишет Саясат. По его мнению,
этот факт свидетельствует о том, что лидеры государств уделяют большое внимание развитию объединения
— На этот раз инициатором и активным участником встречи стал Казахстан, который поднял вопросы интеграционных процессов. Предложения, высказанные Нурсултаном Назарбаевым, в частности, что необходимо налаживать и укреплять сотрудничество,
сглаживать конфликтные моменты – это тоже показатель неравнодушия к интеграционным процессам
Кроме того, по итогам заседания Молдавия получила статус наблюдателя в ЕАЭС. Тем самым география Евразийского экономического союза расширяется.
На Астанинском экономическом форуме планируется подписать документы с Китаем и Ираном. При этом речь не идет о расширении ЕАЭС – ни Иран, ни Китай пока не вступают в ЕАЭС. Тем не менее,
интерес к этому объединению растет и наши важные торговые партнеры проявляют повышенное внимание
Насколько я понимаю, повестку дня сочинского Заседания составили 15 вопросов. И в принципе, основные соглашения были подписаны.
Глава Казахстана в очередной раз подчеркнул, что отношения с Россией находятся на прочной и серьезной основе
И никому не удастся разрушить эту дружбу. Есть мнение каких-то отдельных аналитиков и СМИ, что отношение между Казахстаном и Россией подвергается некой угрозе, я думаю, что президенты расставили точки над «i» и тут никаких проблем не будет, — считает г-н Полетаев.
Переговоры продемонстрировали, что президенты России и Казахстана видят одинаково перспективы ЕАЭС
Российский эксперт Сергей Рекеда называет прошедшее Заседание подчеркнуто конструктивным и дипломатичным. Он обращает внимание на 3 контекстные линии.
Во-первых, это был первый евразийский саммит после вступления Путина в полномочия президента после выборов 2018.
Во-вторых, это евразийская презентация нового премьер-министра Армении, пришедшего к власти на фоне протестных акций.
В-третьих, одной из центральных тем Заседания было получение Молдовой статуса наблюдателя в ЕАЭС.
Резюмируя, российский эксперт отмечает, что прогнозы тех, кто ожидал словесных баталий и критики интеграционных процессов со стороны нового премьера Армении или президента Беларуси, не оправдались. По его мнению,
двусторонние встречи и многосторонние переговоры были посвящены обсуждению насущных вопросов ЕАЭС
— Во-первых, это цифровая повестка, потому что цифровизация экономики и госуправления – это, пожалуй, в Евразийском экономическом союзе сегодня приоритет №1.
Во-вторых, это согласование процедуры взаимодействия ЕАЭС с третьими странами, поскольку все больше внешних партнеров проявляют интерес к объединению. Речь здесь, подчеркну, не о вхождении новых стран в ЕАЭС.
Есть иные формы взаимодействия – статус наблюдателя, как у Молдовы, или зона свободной торговли, как с Вьетнамом
В-третьих, это дальнейшее формирование единых рынков и нивелирование нетарифных барьеров. Последний пункт, на первый взгляд, пусть и не столь «яркий», но на самом деле, пожалуй, главный.
Он подразумевает аудит того, что сделано за 3 с лишним года, и выявление, что из запланированного достичь не удалось. Без этого пункта затруднительно двигаться дальше по пути углубления интеграции. На это как раз справедливо обратил внимание президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
С какими инициативами выступил Нурсултан Назарбаев в Сочи?
Еще одно из его важных предложений, высказанных в рамках саммита, касается развития транзитного потенциала ЕАЭС.
В Астане понимают, что Казахстану нельзя оставаться в стороне от транзитных потоков по направлению запад-восток,
но в одиночку выиграть в этой конкурентной борьбе проблематично. А значит, надо использовать географические и финансовые преимущества Евразийского экономического союза.
Что касается двусторонних переговоров Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева, наиболее важное в них — отсутствие острой полемики. Эти переговоры продемонстрировали, что
президенты России и Казахстана перспективы ЕАЭС видят одинаково и признают его выгодность для обеих стран
Растущие экономические показатели взаимодействия, которые упоминались и во время этих переговоров, лишь подтверждают данный тезис, — считает г-н Рекеда.
Казахстанский политолог Замир Каражанов обращает внимание на то, что на встречах глав стран всегда присутствует фактор ожидания каких-то решений, которые приведут к переменам. Касательно сочинского рандеву он обратил внимание на ряд следующих моментов.
— В интересах Казахстана обсуждался вопрос транспортной инфраструктуры, который для нас очень актуален. Известно, что мы географически расположены в центре Евразии и
нам было бы хорошо получить доступ к российской транспортной системе с выходом к морям,
для того чтобы действительно развиваться.
Но есть и проблемы: к примеру, ограничения на таможне, когда задерживаются товары на границе. В конечном итоге дешевая казахстанская и российская продукция не проходит таможню. Кроме потребителей страдает еще и экономика. Решение этого вопроса подняло бы темп развития и экономику.
Также
было интересным заявление Назарбаева по поводу российских СМИ, которые не разобрались, что произошло,
но уже начали критиковать политику Казахстана.
Вчерашние переговоры вообще расставили многие точки над «i». Например, еще было интересно присутствие премьер-министра Армении, который является новым человеком. Также интересен запрос президента Молдавии о статусе наблюдателя.
C одной стороны, это интерпретируется как расширение ЕАЭС. Но с другой — нужно понимать, что ситуация в Молдавии всегда была шаткой и валкой, то есть там всегда от любви до ненависти был один шаг.
Кроме того, переговоры глав Казахстана и России показали, что кроме таких встреч есть и другие, на которых все уже было решено с глазу на глаз. Тем более учитывая ситуацию, сложившуюся вокруг России, на сегодня Казахстан практически единственный, кто поддерживает переговоры с ней на высшем уровне, — поделился своим мнением г-н Каражанов.