Нельзя продвигать то, чего нет, — так заявила Асель Караулова на недавнем Kazakhstan Growth Forum. Вообще, дискуссия на тему имиджа Казахстана и национальной идеи сподвигла многих экспертов на резкие и порой противоречащие друг другу заявления.
Можно сказать, каждый видел свое. Экономисты и предприниматели говорили об экономический стороне вопроса, пиарщики — о культурных аспектах. Тем не менее, сошлись в одном — с имиджем проблемы. Создать четкую идентификацию страны в глазах мирового сообщества у Казахстана пока не получается. Нас воспринимают как «просто страну».
Ельдар Абдразаков, председатель Kazakhstan Growth Forum, говорил о том, что негативное восприятие Казахстана иностранцами связано, во-первых, с несамостоятельностью страны. В частности, что Казахстан часто озирается на северного соседа — Россию.
Второй момент: несмотря на умение Казахстана «красиво продавать», иностранцы понимают, что это развивающаяся страна, а значит, за красивым фасадом может скрываться не особо приятное зрелище.
В-третьих, у некоторых казахи ассоциируются с варварами, в том числе и потому что едят лошадей.
По мнению Абдразакова,
сегодня лучшая ассоциация для Казахстана — это Шелковый путь
А вот бизнесмен Арманжан Байтасов образ Казахстана в глазах зарубежных компаний определил четко: «отличное поле для быстрого заработка». Иностранцы понимают, что страна сидит на нефтяной игле и что для нее характерна коррупция.
— Заходить просто так, без предварительных договоренностей и гарантий, многие инвесторы побоятся. Но ведь
если мы строим свободный рынок, должны дать возможность заходить на него всем
А сейчас крупные компании решают, с кем договариваться, кто и что им гарантирует, — рассказывает бизнесмен.
Аида Досаева, эксперт в IT и финансовой сфере, разложила имидж Казахстана на составляющие и выяснила, что не все так плохо. Хотя работы еще много:
— Имидж — задача стратегическая. Она состоит из трех аспектов — политического, экономического и туристического. За
политический бренд отвечать должно в первую очередь министерство иностранных дел
Это наши посольства, находящиеся во многих странах. В экономическом отношении у нас все более-менее в порядке. По крайней мере, глава государства и многочисленные госорганы, включая министерство нацэкономики и комитет по инвестициям, работают в этом направлении. Мы себя позиционируем как страна, в которой можно делать бизнес с отдачей и не бояться. Потому что
по исполнению международных контактов мы находимся на 9 месте (согласно рейтингу Doing Business)
Что касается туристического аспекта, я считаю, потенциал Казахстана велик. Но почему-то информация об этом не выплывает ни в каких поисковиках, — замечает она. И здесь государство должно работать и работать. Говорить о том, что наше население что-то там придумает с имиджем, по меньшей мере немного странно.
Асель Караулова, президент Казахстанского пресс-клуба, отметила, что имиджа у Казахстана нет, потому что в этом направлении множество неплохих идей, но нет системной работы.
— Приходит новая команда в каком-то министерстве и отметает все, что было сделано до нее
Обидно, что на продвижение Казахстана выделяются огромные деньги, но нет единого органа, который бы все это координировал. И каждый раз на протяжении многих лет мы наступаем на одни и те же грабли. Работа по позиционированию Казахстана должна быть постоянной, направленной одновременно на разные целевые группы и длительный период времени, — отмечает она.
По словам Карауловой, в отношении инвесторов проделана хорошая работа: Казахстан у них ассоциируется с нефтью и инвестиционными возможностями.
— Что же касается обычных людей, которых мы хотим привлекать, в том числе и туристов, здесь очень большие недоработки. Сейчас бренд Казахстана четко не выстроен — все его воспринимают по-разному. Безусловно, есть бренд спортивный. Я недавно читала лекции в США для американцев, и первый вопрос, который задала: «Какие у вас ассоциации с Казахстаном?». Люди повзрослее говорили, что это нефть и Назарбаев, кто-то упомянул Астану, а более молодые отметили, что это Винокуров и велоспорт. И на этом все.
Будем честными,
у нас нет авторов мирового уровня, как Чингиз Айтматов, которого мы можем продвигать,
нет известных художников (талантливые есть, но нет всемирно известных). Что касается кино, безусловно, в последние годы оно активно развивается, много казахских фильмов выходит, но опять-таки, нет таких брендов, которые были бы узнаваемы в мире. Сегодня процент тех, кто стремился бы учиться и жить в Казахстане, к сожалению, достаточно низок.
На мой взгляд, нельзя продвигать то, чего нет. Мы должны четко определиться с нашей национальной идентичностью, с нашими ценностями. Сейчас отсутствие национальной идеи внутри мешает продвижению странового бренда за рубежом, — резюмировала Асель Караулова.
Хотите написать комментарий? Поделитесь своим мнением с другими на страничке в Facebook